16+
Горячая линия Горячая линия
8 (800) 555 49 43
звонок бесплатный

О рекомендациях Банка России по повышению прозрачности и доступности информации при переводах денежных средств без открытия банковских счетов, а также по работе с инвалидами и иным маломобильным населением

Центральный Банк Российской Федерации 2 апреля 2019 года выпустил методические рекомендации № 10-МР «По повышению прозрачности и обеспечению доступности информации о переводах денежных средств без открытия банковских счетов». 26 апреля 2019 года Банком России утверждены методические рекомендации № 12-МР «По личному и дистанционному обслуживанию людей с инвалидностью и иных маломобильных групп населения в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях».

Так, согласно методическим рекомендациям № 10-МР от 2 апреля 2019 года Банк России рекомендовал кредитным организациям до осуществления перевода денежных средств без открытия банковских счетов предоставлять  для ознакомления клиенту:

  • перечень субъектов Российской Федерации и соответствующих населенных пунктов, в которых может быть осуществлена выдача клиенту, являющемуся получателем средств (далее - получатель), наличных денежных средств. Это же правило распространяется и при трансграничных переводах денежных средств;
  • сведения о возможности осуществить перевод денежных средств в рамках платежных систем, иностранных платежных систем или вне рамок платежных систем, в том числе перечень платежных систем и иностранных платежных систем, в рамках которых может быть осуществлен перевод денежных средств данной кредитной организацией;
  • сведения о возможных способах получения переводимых денежных средств (посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя, выдачи получателю наличных денежных средств);
  • перечня документов, представляемых клиентом при осуществлении перевода денежных средств, включая перечень документов (сведений), необходимых для его идентификации, его представителя, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, упрощенной идентификации клиента.


Помимо вышеуказанных сведений Банк России рекомендовал представлять клиенту общие сведения об осуществлении перевода денежных средств, включая сроки осуществления перевода денежных средств; ограничения, связанные с получением перевода денежных средств на территории иностранного государства (при наличии сведений о таких ограничениях); перечень сведений, которые плательщик должен предоставить получателю в целях получения перевода денежных средств; условия предоставления дополнительных услуг (например, связанных  с информированием клиента о статусе перевода) при осуществлении перевода денежных средств (при наличии таких услуг), включая информацию об их платности (бесплатности);  порядок отзыва плательщиком распоряжения на перевод денежных средств и порядок возврата плательщику переведенных денежных средств (при такой возможности в соответствии с условиями перевода денежных средств); порядок возврата плательщику денежных средств в случаях неоказания или ненадлежащего оказания услуги по переводу денежных средств; порядок предъявления клиентами претензий, включая информацию  для связи с кредитной организацией, а также порядок рассмотрения претензий кредитной организацией, включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами; информацию о возможных рисках получения несанкционированного доступа к сведениям, предоставляемым плательщиком получателю в целях получения перевода денежных средств, и рекомендуемых мерах по их снижению.

Также Банком России рекомендовано доводить до потребителей сведения о сумме перевода денежных средств и размерах взимаемых вознаграждений, включая:

  • размер минимальной и максимальной суммы перевода денежных средств (при наличии ограничений, установленных кредитной организацией и (или) оператором платежной системы) с учетом требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства иностранного государства (для трансграничного перевода денежных средств);
  • размер и порядок взимания с плательщика и (или) получателя вознаграждения при осуществлении перевода денежных средств;
  • размер вознаграждения за дополнительные услуги при осуществлении перевода денежных средств (при наличии таких услуг);
  • размер перевода денежных средств, в том числе в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств) с учетом взимаемого вознаграждения (при наличии таких сведений);
  • условия проведения конверсионных операций, включая курс, по которому они проводятся.


По мнению Банка России, кредитным организациям желательно размещать актуальную информацию об условиях переводов, а также контактах службы поддержки клиентов в местах обслуживания на информационных стендах, банкоматах или устно, на официальном сайте кредитной организации и помимо этого на ее официальных страницах в соцсетях.

Напоминаем, вышеуказанные рекомендации касаются переводов денежных средств без открытия банковских счетов.


Методические рекомендации от 26 апреля 2019 года № 12-МР «По личному и дистанционному обслуживанию людей с инвалидностью и иных маломобильных групп населения в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях» разработаны с целью улучшения качества обслуживания людей с инвалидностью и иных маломобильных групп населения (далее при совместном упоминании - ЛСИ и МГН) при их личном присутствии в подразделениях кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее - финансовые организации), а также при дистанционном получении ими финансовых услуг.

При личном и дистанционном обслуживании инвалидов и других маломобильных групп населения финансовым организациям рекомендовано:

  • адаптировать для них сайты и мобильные приложения;
  • создать в личном кабинете на интернет-сайте и в мобильном приложении раздел с упрощенным интерфейсом и функционалом, позволяющий клиенту получать набор наиболее востребованных финансовых услуг, предпринимая минимальное количество необходимых действий для их получения;
  • предусмотреть на интернет-сайте и в мобильном приложении информирование клиентов из числа ЛСИ и МГН о расположении и графике работы адаптированных для них подразделений и банкоматов;
  • уделять особое внимание развитию эмоционального интеллекта, обучению и повышению компетенции работников, в том числе лиц, осуществляющих непосредственное взаимодействие с потребителями (в том числе специалистов, в обязанности которых входит совершение финансовых операций, кассовых работников и администраторов зала), принципам обслуживания клиентов из числа ЛСИ и МГН и основным аспектам предоставления им финансовых услуг с учетом конкретного вида нарушения функций организма, в том числе рекомендуется предусмотреть возможность участия ЛСИ и МГН в процессе обучения в качестве лекторов или тренеров;
  • дополнить список обязанностей администраторов зала подразделений требованиями по оказанию ситуационной помощи клиентам из числа ЛСИ и МГН в процессе обслуживания и самообслуживания;
  • обучить работников умению объяснить клиенту из числа ЛСИ и МГН причины отказа в случае невозможности предоставления ему финансовой услуги со ссылкой на требования, установленные законодательством Российской Федерации.


В документе содержатся и другие рекомендации. Так, в частности, финансовым организациям рекомендовано обслуживать вышеуказанных потребителей в приоритетном порядке и не препятствовать присутствию сопровождающих их лиц при обслуживании. Помимо этого отмечается необходимость предусмотреть возможность индивидуального выездного обслуживания на дому по заявке клиента.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word