16+
Горячая линия Горячая линия
8 (800) 555 49 43
звонок бесплатный

Об обязательном досудебном урегулировании спора с финансовыми организациями по договорам страхования, и другим финансовым договорам














Ранее в статье «О внесении изменений в закон об ОСАГО» мы упоминали, что в силу статьи 16_1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при наличии разногласий между потерпевшим и страховой организацией, потерпевший должен обратиться с заявлением в финансовую организацию.

Учитывая вышеизложенное, разъясняем, что согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»  (далее - Федерального закона № 123-ФЗ) потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в статье 29 Федерального закона № 123-ФЗ (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в статье 30 Федерального закона № 123-ФЗ, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в статье 19 Федерального закона № 123-ФЗ) либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ), и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 28, статье 29 Федерального закона № 123-ФЗ в вышеназванный реестр финансовых организаций включаются страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование). Микрофинансовые организации будут включаться в названный реестр с 1 января 2020 года, а кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды - лишь с 1 января 2021 года.

Отметим, что финансовый уполномоченный вправе восстановить срок подачи обращения, предусмотренный частью 1 статьи 15 Федерального закона № 123-ФЗ, по причинам, признанным финансовым уполномоченным уважительными, на основании заявления потребителя финансовых услуг, в котором должны быть указаны причины пропуска указанного срока и к которому должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин.


В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 123-ФЗ потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 тысяч рублей, с финансовой организации, включенной в реестр, указанный в статье 29 вышеуказанного Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в статье 30 Федерального закона № 123-ФЗ, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случаях, предусмотренных статьей 25 Федерального закона № 123-ФЗ, а именно, в случае:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 Федерального закона № 123-ФЗ срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения (15 рабочих дней, - в случае направления обращения потребителем финансовых услуг и 30 дней, - в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 123-ФЗ;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

Следует отметить, что потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 Федерального закона № 123-ФЗ, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случая непринятия финансовым уполномоченным решения в вышеуказанный срок (пункт 2 статьи 25 Федерального закона № 123-ФЗ).

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона № 123-ФЗ в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов:

1) решение финансового уполномоченного;

2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;

3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное частью 4 статьи 18 Федерального закона № 123-ФЗ.

Финансовый уполномоченный в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного уведомляет потребителя финансовых услуг о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению в письменной или электронной форме, способами, установленными частью 2 статьи 17 Федерального закона № 123-ФЗ. Отказ в принятии обращения к рассмотрению должен быть мотивирован (часть 4 статьи 18 Федерального закона № 123-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 123-ФЗ в случае, если требования потребителя финансовых услуг предъявляются в отношении финансовых организаций, не включенных в реестр, указанный в статье 29 Федерального закона № 123-ФЗ, или перечень, указанный в статье 30 настоящего Федерального закона, или в отношении финансовых организаций, указанных в пункте 6 части 1 статьи 19 Федерального закона № 123-ФЗ (в отношении финансовых организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или которые находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность), либо размер требований потребителя финансовых услуг превышает 500 тысяч рублей, либо требования потребителя финансовых услуг касаются вопросов, указанных в пункте 8 части 1 статьи 19 Федерального закона № 123-ФЗ (по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды), потребитель финансовых услуг вправе заявить указанные требования в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному.


Из вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство ввиду принятия Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в настоящий момент предусматривает двухступенчатую претензионную процедуру урегулирования спора со страховыми организациями  при наличии требований со стороны потребителя до 500 тысяч рублей с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Таким образом, если у потребителя имеются финансовые требования к действующей страховой компании в пределах 500 тысяч рублей, ему следует обратиться с претензий к данной организации, а в случае неполучения ответа либо при отказе в удовлетворении его требований, потребителю необходимо обратится к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг. Только в  случае нерешения вопроса финансовым уполномоченным потребитель вправе обратится в суд и заявить требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей».

 

Также обращаем внимание на то, что в силу пункта 3 статьи 16_1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Однако ввиду внесенных изменений теперь страховщик освобождается от уплаты штрафа, предусмотренного  абзацем 1 пункта 3 статьи 16_1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ,  в случае исполнения страховщиком вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением (абзац 2 пункта 3 статьи 16_1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ).


 


КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word