16+
Горячая линия Горячая линия
8 (800) 555 49 43
звонок бесплатный

Об обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам в сфере защиты прав потребителей за 2018 год

Консультационным центром для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» подготовлен обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам в сфере защиты прав потребителей за 2018 год. Настоящий обзор содержит следующие правовые позиции ВС РФ:

  • Так, согласно мнению ВС РФ, убытки страхователя вследствие несвоевременной выплаты ему страхового возмещения могут быть отнесены на страховщика. При этом, страховщик, опровергающий причинную связь между своими действиями и возникновением у страхователя убытков, обязан доказать обратное.
  • Страхователь вправе требовать от страховщика, нарушившего обязательство по проведению восстановительного ремонта транспортного средства, выплаты стоимости ремонта в пределах страховой суммы. Возражение ответчика о недоказанности страхового случая не может служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, если в суде первой инстанции факт наступления страхового случая не оспаривался, а имел место спор только о размере страхового возмещения.
  • В случае повреждения транспортного средства утрата его товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей к нему.
  • При рассмотрении требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда за непредоставление покупателю надлежащей информации при продаже биологически активных добавок следует учитывать специальные правила, установленные для их рекламы и реализации, а также то, что обязанность доказать соблюдение этих правил возложена законом на продавца.
  • Убытки, причиненные заказчику вследствие самостоятельного устранения им недостатков работы, выполненной по договору подряда, подлежат возмещению исполнителем.
  • Доказать факт возникновения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) до ее принятия или по причинам, возникшим до этого момента, обязан заказчик.
  • Подлежат удовлетворению требования потребителя за недостатки работы, обнаруженные им по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.
  • В случае просрочки исполнения обязательства по строительству квартиры и передаче ее гражданину согласованная сторонами сделки сумма доплаты за объект недвижимости в иностранной валюте подлежит расчету, исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на день платежа, установленный в договоре. Издержки, вызванные курсовой разницей валют, относятся на лицо, просрочившее исполнение.
  • Признание указанного в договоре об участии в долевом строительстве жилья срока исполнения обязательства застройщика технической ошибкой (опиской) возможно только лишь в случае, когда будет установлено, что обе стороны договора действительно имели в виду другой срок исполнения обязательства.
  • Меры ответственности, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, применяются к застройщику в части, не урегулированной Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • Гражданин вправе требовать от застройщика компенсации понесенных им расходов на устранение недостатков объекта долевого строительства в случае, если объект построен с отступлениями от условий договора и (или) установленных в законе обязательных требований, приведшими к ухудшению качества этого объекта. Такого рода требования, основанные на положениях ч. 2 ст. 7 Закона № 214-ФЗ, могут быть заявлены в течение установленного гарантийного срока.
  • Обязанность представить доказательства, подтверждающие, что замена строительных материалов на эквивалентные по качеству соответствует условиям договора и не привела к ухудшению качества объекта долевого строительства, возлагается на застройщика.
  • При решении вопроса о взыскании с изготовителя (импортера) денежных средств за товар с недостатками, проявившимися после истечения гарантийного срока, но в пределах срока службы судом должно устанавливаться являлся ли недостаток существенным.
  • Для решения вопроса об удовлетворении требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы суду необходимо установить, предпринимались ли потребителем действия по возврату товара, имеющего недостатки для выполнения последним обязанности по проведению экспертизы товара и добровольному удовлетворению требований потребителя о возврате уплаченной за товар суммы.
  • Если потребитель в течение предусмотренного в Указании Центрального банка РФ № 3854-У срока обратился в банк для расторжения договора личного страхования, банк обязан вернуть всю уплаченную потребителем сумму.
  • Право заемщика на отказ от дополнительных услуг, в т.ч. услуг страхования, оказываемых при предоставлении потребительского кредита, допускается Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ. При досрочном расторжении договора оказания дополнительных банковских услуг как в связи с отказом потребителя от дальнейшего их использования, так и в случае прекращения договора потребительского кредита досрочным исполнением заемщиком кредитных обязательств, если сохранение отношений по предоставлению дополнительных услуг за рамками кредитного договора не предусмотрено сторонами, оставление банком у себя стоимости оплаченных потребителем, но не исполненных фактически дополнительных услуг, превышающих действительно понесенные банком расходы для исполнения договора оказания дополнительных банковских услуг, свидетельствует о возникновении на стороне банка неосновательного обогащения.
  • Банк обязан принять меры для исключения возможности списания денежных средств со счета потребителя неустановленными лицами. Так, при списании денежных средств со счёта банк обязан убедиться, что распоряжение дано клиентом или уполномоченным им лицом, в том числе в случае распоряжения денежными средствами при помощи электронных средств платежа с использованием кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Банк обязан доказать, что принял все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота.
  • Гражданин, заключая договор банковского счета, является потребителем финансовой услуги, подпадающей как под действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации, так и под действие Закона «О защите прав потребителей» в том случае, если банковский счет не используется таким гражданином для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а используется для личных, семейных, домашних и иных нужд. Если незаконно удержанные Банком денежные суммы были квалифицированы судами как неосновательное обогащение, то это не влияет на возможность применения к возникшим между потребителем и Банком правоотношениям Закона «О защите прав потребителей», поскольку в силу прямого указания названного закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексам Российской Федерации, в том числе его главой 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения».
  • Если у потребителя имеется задолженность перед банком по кредитной карте, то потребитель (держатель) этой кредитной карты не вправе расторгнуть договор банковского счёта по этой карте.
  • В отличие от процентов за просрочку исполнения денежного обязательства проценты за пользование суммой займа подлежат уплате наследниками заемщика с момента открытия наследства.
  • К наследникам потребителя переходят права требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word