О работе Консультационного центра и пунктов для потребителей в 2012 году

Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» входит в сеть консультационных центров системы информирования и консультирования потребителей в Российской Федерации.

Основными целями создания консультационного центра и пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» является повышение уровня правовой потребительской и правовой грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

Основными задачами консультационного центра и пунктов является:

А) информирование и консультирование населения об их потребительских правах

Б) информирование и консультирование населения по вопросам правоприменения потребительского законодательства в отдельных секторах потребительского рынка

В целях выполнения вышеуказанных задач, Консультационный центр и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» осуществляют:

Оказание консультативной помощи потребителя по вопросам защиты их прав в конкретных ситуациях.

Оказание консультативной помощи потребителям осуществляется следующими способами:

- На личном приеме;

- По телефону, в т.ч. по специально созданной в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» горячей линии;

- По средством электронных интерактивных средств связи (Интернет)

Консультационный центр для потребителей консультирует потребителей на любых стадиях защиты, в частности на стадиях:

- досудебного (претензионного)

- судебного производства.

Помимо оказания консультативной помощи потребителям Консультационный центр и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» выполняют составление для потребителей следующих документов:

- Претензий;

- Исковых заявлений в суд;

- Жалоб в различные надзорные органы

В 2011 году в Консультационный центр и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» для получения консультаций по вопросам, относящимся к сфере защиты прав потребителей, обратилось 756 человек. В 2012 году количество обращений составило 2623. Таким образом, количество обращений в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросло в 3,5 раза. Общее количество исковых заявлений в суд, заявлений и жалоб в надзорные органы, а также претензий, подготовленных для потребителей Консультационным центром и пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», в 2011 году составило 92 документа. В 2012 году данный показатель возрос до  419 документов.

Из 2623 обращений в Консультационный центр и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» 1275  пришлось на личный прием.

Процентное соотношение обращений потребителей в 2012 году можно охарактеризовать следующим образом.

Наибольшее число консультаций было оказано в связи с продажей технически сложных товаров бытового назначения - 550 человек, что составляет 21 % от общего числа обратившихся. К указанному показателю можно прибавить консультации по мобильным телефонам, доля которых  составляет 5,2% (136 человек).

Второе место занимают обращения потребителей относительно некачественных продуктов питания (324 человек - 13,4 %).

На третьем месте обращения по оказанию бытовых услуг ненадлежащего качества   (168 человек - 6,4 %). Поскольку  бытовые услуги тесно связаны с продажей мебели, дверей, пластиковых и иных видов окон, суммарная доля которых составила 7,6 %, можно говорить, что доля бытовых услуг составляет соответственно 14% (371 человека). Таким образом, совокупная доля обращений граждан по оказанию бытовых услуг, в частности по многопредметным договорам, а именно по договорам содержащих условия договора подряда выше уровня обращений потребителей относительно продажи некачественных продуктов питания на 47 обращений.

Четвертое место занимают услуги ЖКХ (107 человек - 6%).

Обращения потребителей относительно обуви и одежды соответственно 5,8% и 4,4 %, что составляет в совокупности 268 (10,2%) человек от общего числа обратившихся.

Достаточно высокий уровень обращений сохраняется и при оказании финансовых услуг. Доля обращений по финансовым услугам составляет 2,7 % (72 человека) от общего числа обратившихся.


За 2012 год Консультационным центром для потребителей на сайте была размещена 91 публикация.

Было произведено 6 мероприятий при осуществлении образовательной деятельности.

В марте 2012 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области»  разработало  анкету и  провело опрос населения по наиболее проблемным вопросам в сфере оказания финансовых услуг в области потребительского рынка. Данное анкетирование было проведено в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, отмечаемого в 2012 г.  под девизом   «Наши деньги, наши права: кампания за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

В опросе участвовали респонденты Касимовского, Пителинского, Клепиковского, Ряжского, Ухоловского, Новодеревенского, Сасовского, Кадомского, Скопинского, Милославского, Кораблинского, Старожиловского, Михайловского, Пронского, Захаровского, Спасского, Шиловского, Сапожковского и Путятинского районов, а также г. Рязани и Рязанского района. Было опрошено 1098 респондентов - 774 женщины (70,5%) и 324 мужчины (29,5%). Среди опрашиваемых, граждане с высшим образованием составили 28 %, со средним специальным - 51%, со средним -  21%. Возрастная категория респондентов: до 30 лет -17% , 30 - 39 лет - 29%, 40 - 49 лет - 30%, от 50 лет и старше - 24%.

Результаты анкетирования были размещены на сайте и направлены с анализом в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области.

В плане организационных мероприятий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» на 2013 год предусмотрены меры по дальнейшему развитию направления информирования и консультирования потребителей.