Результаты анкетирования по финансовым услугам

В марте 2012 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области»  разработало  анкету и  провело опрос населения по наиболее проблемным вопросам в сфере оказания финансовых услуг в области потребительского рынка. Данное анкетирование было проведено в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, отмечаемого в 2012 г.  под девизом   «Наши деньги, наши права: кампания за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

В опросе участвовали респонденты Касимовского, Пителинского, Клепиковского, Ряжского, Ухоловского, Новодеревенского, Сасовского, Кадомского, Скопинского, Милославского, Кораблинского, Старожиловского, Михайловского, Пронского, Захаровского, Спасского, Шиловского, Сапожковского и Путятинского районов, а также г. Рязани и Рязанского района. Было опрошено 1098 респондентов - 774 женщины (70,5%) и 324 мужчины (29,5%). Среди опрашиваемых, граждане с высшим образованием составили 28 %, со средним специальным - 51%, со средним -  21%. Возрастная структура респондентов: до 30 лет -17% , 30 - 39 лет - 29%, 40 - 49 лет - 30%, от 50 лет и старше - 24%.

По результатам анкетирования получены следующие сведения.

Наибольшее количество респондентов либо практически не имеют знаний в области защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг 21,7%, либо знакомы поверхностно 35%, совсем незнакомы 33%, и лишь 10,3%  респондентов оценивают свои знания в области защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, как хорошие.

Среди респондентов 52,3% обращались в банковские организации за кредитом, а 47,7%   - никогда не брали кредитов в банковских организациях. 

В тоже время 55% респондентов доверяют действиям банков при предоставлении кредита, 20% - нет и 25% - затруднились ответить.

Опрошенные респонденты нашей области чаще всего пользовались  кредитами  ОАО «Сбербанк России» - 63,6%,  11,3% - кредитами «Россельхозбанка», 7,7% - банка «Русский стандарт», 4,5% - ВТБ банка, почти 3% - «Русславбанка», 2,5% - «Хоумкредит» и оставшиеся  - 7,4%  респондентов пользуются услугами других банков.

В сфере финансовых услуг при заключении договора кредитования респондентам   чаще всего предоставляли всю необходимую  информацию по кредиту  - 73,2%,  не всю необходимую информацию - 11,5%, не полностью и только после проявления респондентом инициативы - 15,3%.

При заключении договора кредитования 59,4% респондентов навязывалось условие открытия банковской карты, а 11,5%   респондентов заключали договор кредитования без открытия такой карты.

В тоже время 70% респондентов не знакомятся с кредитным договором подробно, и только 30% читают договор полностью.

В тоже время при ознакомлении с кредитным договором для 32% условия договора были непонятны, 22% непонятные условия были разъяснены, а 45% считают, что все условия договора кредитования им понятны.

В случае досрочного погашения кредита  с 4,3%   респондентов взымали плату за досрочное погашение кредита, 28,75%  респондентов досрочно погашали кредит без платы,  но 66,9%  гасили кредит по графику.

55,6%  респондентов при заключении кредитного договора навязывались услуги страхования, а  44,4% респондентов брали кредиты без заключения договора страхования.

69,7% респондентов пользовалась такой услугой банков, как кредитная карта и только 30,3% - нет. Большинство респондентов 84,1% не знают, что оставляя заявление в банке, они практически подписывают кредитный договор, и только 15,9% осведомлены хорошо в этом вопросе.

За справку по погашению кредита не платили 63,6% респондентов и только 3% респондентов платили за справку о погашении кредита, 32,6% - не брали подобных справок.

2,7% поручителям банки предъявляли требования об уплате кредита, в связи с тем, что заемщик не платил по кредиту, 5,8% - требования предъявлялись, но респонденты ссылались на то, что они не заемщики, 33,7% - нет, 57,7% респондентов никогда не были поручителями.

При использовании терминалов не всегда в ясной и доступной форме доводится до потребителя информация о комиссиях - 42,7%, только после того как произведена операция - 20,1%  и только   37,2% респондентов  при оплате в терминале   информированы о комиссиях при проведении операции.

О своих правах как потребителей  респонденты узнают из прессы - 18,3%, с сайтов официальных органов в сети Интернет - 10,1%, от знакомых и соседей - 15,1%, в организациях, оказывающих эти услуги - 35%, из программ телевидения - 21,5%.

Только 38% респондентов известны организации, занимающиеся защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг, 44,7% - мало ориентируются в этом вопросе, 17%  респондентов такие организации не известны.

И в тоже время защиту своих нарушенных прав в финансовой сфере 31,7% респондентов будут осуществлять сами, 40,4% - доверят профессиональным юристам и только 27,9% - доверят государственным органам.

И последнее: 42,7% респондентов верят, что смогут отстоять свои права в судебном порядке, 25,6% - не верят и 31,7% - затруднились ответить.