22 декабря 2022 года Государственной Думой РФ принят законопроект № 121564-8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением нескольких положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Ранее мы уже писали о некоторых положениях данного законопроекта, а также о причинах его рассмотрения.
Итак, вводимые новым законом изменения предусматривают следующие положения.
Легковое такси должно быть оформлено в соответствии со следующими требованиями:
1) иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
2) иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
3) цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации. В случае, если в отношении легкового такси разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси было предоставлено ранее дня вступления в силу указанных требований, требования в отношении легкового такси не применяются до окончания срока действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с учетом требований статьи 35 Федерального закона«Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси»;
4) не размещать информацию о маршруте перевозки, начальном и (или) конечном пунктах перевозки, о стоимости такой перевозки.
Указанный перечень требований к внешнему оформлению легкового такси является исчерпывающим и не подлежит расширению.
В салоне легкового такси должна быть размещена информация, содержащая следующие сведения:
1) государственный регистрационный номер транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
2) наименование перевозчика;
3) номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
4) сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия разрешения;
5) абонентский телефонный номер перевозчика для приема жалоб
и предложений;
6) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя легкового такси;
7) абонентский телефонный номер уполномоченного органа.
В салоне легкового такси должна находиться информация о действующих тарифах, в том числе о тарифах на единицу пробега транспортного средства и (или) единицу времени пользования транспортным средством (далее - тарифы на перевозку легковым такси), а также правила их применения при определении платы за перевозку.
Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси.
Закон предусматривает создание регионального реестра такси.
Использовать в качестве легкового такси можно лишь транспортное средство, которое допущено к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, установленным статьей 9 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», и сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси.
К управлению легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа не допускается лицо, которое:
1) было повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания;
2) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или подвергается уголовному преследованию за эти преступления;
3) имеет за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси, более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, за исключением случаев, если сроки исполнения постановлений о наложении административных штрафов за эти правонарушения истекли в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект запрещает передачу за пределы территории Российской Федерации сведений, содержащих персональные данные водителей легковых такси, фрахтователей и пассажиров.
Служба заказа легкового такси обязана иметь филиал (представительство) в регионе, уполномоченный орган которого предоставил право на осуществление деятельности данной службы, в случае, если количество легковых такси, используемых для выполнения заказов, превышает 4 тысячи в сутки.
Служба заказа легкового такси, передавшая заказ другой службе заказа легкового такси, несет с ней солидарную ответственность перед фрахтователем.
За вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира несет ответственность перевозчик, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Служба заказа такси несет полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в случае, если фрахтователь не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика либо был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика и в реестре легковых такси отсутствуют сведения о транспортном средстве, использованном для перевозки, или в реестре перевозчиков легковым такси отсутствуют сведения о праве перевозчика использовать в качестве легкового такси такое транспортное средство.
Важно то, что служба заказа такси будет нести лишь субсидиарную ответственность с перевозчиком, являющимся физическим лицом, перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в части возмещения реального ущерба, не покрытого суммой страхового возмещения, выплаченной в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика или владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Фактически предъявить претензии службе можно будет только в том случае, если не удастся взыскать деньги за причиненный вред с перевозчика.
Закон имеет и другие нововведения. Также отметим, что документ предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (статья 31 проекта федерального закона) и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (статья 33 проекта федерального закона).
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в
Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», по телефону горячей линии:
8-800-200-10-62 (время
работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).