Без имени-1.jpgВ настоящее время заключить договор купли продажи либо оказания услуг без существенной предоплаты практически невозможно. Зачастую предоплата, указанная в договорах, составляет 80 – 100 %. Продавцы и исполнители услуг при заключении договоров с потребителями нередко указывают, что предоплата в случае отказа от исполнения договора возврату не подлежит.   Невозвратная предоплата – это не что иное, как незаконная попытка переложить коммерческие риски продавцов и исполнителей услуг на плечи потребителей.

Обычно продавцы и исполнители услуг берут предоплату в качестве подтверждения, что потребитель точно купит товар или воспользуется услугой.

Потребителям следует знать, что продавец не вправе включать в договор пункт о невозвратной предоплате, это незаконно.

Важно помнить, что вернуть предоплату по договору купли-продажи можно, за исключением случаев, когда купленный потребителем товар носит индивидуально-определенные свойства и может использоваться исключительно потребителем, заказавшим его (например, кружка с изображением близкого человека). Как правило, в подобных договорах фигурирует предоплата 100 %, то есть предоплата равна стоимости товара, от которого нельзя отказаться в силу того, что он имеет индивидуально-определенные свойства.

Некоторые продавцы и исполнители услуг включают в договор условие о задатке, тем самым подменяя им понятие предоплаты. Положения Гражданского кодекса РФ о задатке (ст.ст. 380, 381) предусматривают удержание задатка, если покупатель (заказчик) отказывается от исполнения договора, а если продавец/исполнитель услуг отказывается от исполнения договора, то покупатель (заказчик) вправе потребовать возврата задатка в двойном размере. Продавцы и исполнители услуг не вправе включать в договор понятие «задатка» с физическими лицами.  

Что касается договоров об оказании услуг, то упоминание в них невозвратной предоплаты тоже незаконно.

Дело в том, что в соответствии со статьей 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Причем исполнитель должен документально подтвердить понесенные им расходы в отношении исполнения обязательств по конкретному договору (например, чеки на расходы, отнесенные к конкретному заказчику и совпадающие со временем исполнения договора). На такие случаи лучше заключать подробное техническое задание, смету, спецификацию и прочее.

Важно не путать фактически понесенные расходы с упущенной выгодой (ст. 15 ГК РФ), на последнюю исполнитель не вправе ссылаться при удержании предоплаты.

Предоплата без состоявшейся услуги –неосновательное обогащение исполнителя услуг (ст. 1102 ГК РФ). То есть, исполнитель не оказал услугу, но получил ни за что деньги и не возвращает их, именуя это неким штрафом. В подобных случаях потребитель вправе взыскать предоплату в судебном порядке.

Важно помнить, что при удовлетворении требований потребителя суд взыскивает с исполнителя штраф в размере 50% в порядке ст. 15 Закона, также подлежат оплате все убытки, которые понес потребитель в связи с обращением в суд (проценты, оплата услуг юриста и другие расходы).

Самый лучший и выгодный вариант – не соглашаться на предоплату. Если без этого обойтись нельзя – нужно настаивать, чтобы указанная в договоре предоплата была минимальной.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).