Детский отдых в оздоровительных лагерях. На что обратить внимание при заключении договора

Без имени-2.jpg


Отношения, возникающие между заказчиком и исполнителем при посещении ребенком детского оздоровительного лагеря, регулируются Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Условия нахождения детей в лагерях должны отвечать требованиям Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления», Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Планируя отправить ребенка на летний отдых, следует тщательно подойти к выбору детского оздоровительного учреждения, чтобы купленная путевка была не только выгодная, но и безопасная. Ежегодно численность детских лагерей растет, что усложняет правильный выбор.


Общие требования к детским оздоровительным лагерям

При выборе лагеря необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • направление лагеря (оздоровительный, языковой, творческий, спортивный);

  • расположение лагеря (территориальная доступность);

  • программа лагеря, виды активности для детей (мастер-классы, экскурсии, тренинги);

  • условия проживания и размещения детей;

  • организация питания;

  • наличие развитой инфраструктуры (спортивные площадки, аудитории, сцены);

  • педагогический состав (количество вожатых, их образование).

  • Чтобы детский лагерь можно было расценивать как безопасный, он должен отвечать следующим условиям:

  • достаточное количество педагогов и вожатых;

  • наличие медицинского персонала – врача, медсестры;

  • наличие изолятора;

  • защищенность территории от посторонних – круглосуточная охрана, вход по пропускам; наличие ограждения, КПП, видеонаблюдения.

Если лагерь устраивает турпоходы, то маршрут должен быть согласован и разработан совместно с МЧС, содержать сведения о месте стоянок и времени выхода на связь. Инструкторы, которые сопровождают детей, должны иметь квалификацию, подтвержденную маршрутно-квалификационной комиссией. Для лагерей, располагающихся в зоне водоема, требуется, что кроме медика в состав работников входил сертифицированный инструктор по плаванию. На территории пляжа должна быть спасательная вышка, а зона купания огорожена сеткой (буйками).

Какие документы проверить у детского лагеря

Первое, с чего стоит начать, – запросить документы у организации, которая организует детский отдых, и убедиться, что она является детским лагерем. В частности, это устав и свидетельство о регистрации для юридического лица или выписка из ЕГРИП для индивидуального предпринимателя.

У компании или ИП должны быть договор аренды на земельный участок, территорию лагеря и недвижимость на нем, либо выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности.

Что касается лицензии, то она должна быть в наличии у тех детских лагерей, которые осуществляют образовательную деятельность (специализированный лагерь по изучению иностранных языков или с математическим уклоном, летняя школа), либо имеют оздоровительную направленность (курс лечения). В первом случае должна быть лицензия на образовательную деятельность, во втором – медицинская лицензия.

Кружки и секции не считаются образовательными услугами и не предполагают получение лицензии.

Соответствие лагеря требованиям безопасности

Подтверждением того, что лагерь безопасен для детского отдыха, служат следующие документы:

  • санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (подтверждает соответствие ряду критериев оценки, начиная от организации питания, заканчивая благоустройством территории);

  • заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

  • документы УМВД России по субъекту РФ, свидетельствующие об отсутствии судимости у персонала, работающего с детьми;

  • сертификаты соответствия на используемое в лагере оборудование (лодки, тренажеры и пр.);

  • договор с организацией, отвечающей за охрану территории лагеря.

Отказ предоставить требуемые документы может косвенно указывать на их отсутствие.

Наличие лагеря в реестре

Сведения обо всех проверенных лагерях включаются в специальные реестры. Лагерь попадает в реестр, если его безопасность подтверждена государственными инстанциями. В каждом регионе за формирование реестра отвечает свой уполномоченный орган. Проверить, включен ли лагерь в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Рязанской области, родители могут самостоятельно на официальном сайте Министерства образования Рязанской области.

Проверить наличие лагеря в реестре Рязанской области.

Отсутствие лагеря в реестре свидетельствует о том, что организация не прошла обязательных проверок на соответствие требованиям санитарной, пожарной безопасности и пр.

На какие условия договора следует обратить внимание

при заключении договора на детский отдых

Летнее оздоровительное учреждение оказывает ребенку комплекс услуг (размещение, проживание, питание, организация досуга и т.п.), включенных в стоимость путевки. При приобретении путевки необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора.

Договор на оказание услуг в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:

1. Наименование исполнителя и его местонахождение (адрес лагеря), контактные телефоны;

2. Номер лицензии и срок ее действия, а также информацию об органе, выдавшем лицензию (на медицинскую и образовательную деятельность);

3. Сведения о заказчике – одном из родителей ребенка (ФИО, адрес проживания, телефон и пр.), данные о ребенке, который будет пребывать в лагере;

4. Предмет договора: информация о потребительских свойствах путевки – о порядке доставки детей до лагеря и обратно; размещения и проживания, питания ребенка; о программе пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в том числе по организации досуга;

5. Сроки пребывания в лагере, стоимости путевки и порядке оплаты;

6. Права и обязанности сторон;

7. Перечень четко сформулированных оснований отчисления ребенка из лагеря;

8. Условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения договора на оказание услуг;

9. Порядок полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие некачественно оказанных услуг и т.д.;

10. Порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления претензий к исполнителю в случае нарушения последним условий договора.

Примерная форма договора об организации отдыха и оздоровления ребенка утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 23 августа 2018 года № 6.

Согласно положениям пункта 1 ст. 7 Закона потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья.

Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

В случае некачественно оказанных услуг потребитель на основании статьи 29 Закона вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков:

  • если в установленный срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем;

  • если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

В случае нарушения сроков оказания услуги (сроков начала и/или окончания оказания услуги) потребитель в соответствии со статьей 28 Закона по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;

  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги;

  • потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Родители вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору на основании статьи 32 Закона.

При неудовлетворении исполнителем требований потребителя в добровольном порядке последний вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Кроме того, согласно статье 15 Закона потребитель вправе заявить о компенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области».

Телефон горячей линии: 8-800-200-10-62.