Отношения, возникающие между заказчиком и исполнителем при посещении ребенком детского оздоровительного лагеря, регулируются Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Условия нахождения детей в лагерях должны отвечать требованиям Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления», Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Планируя отправить ребенка на летний отдых, следует тщательно подойти к выбору детского оздоровительного учреждения, чтобы купленная путевка была не только выгодная, но и безопасная. Ежегодно численность детских лагерей растет, что усложняет правильный выбор.
Общие требования к детским оздоровительным лагерям
При выборе лагеря необходимо руководствоваться следующими критериями:
-
направление лагеря (оздоровительный, языковой, творческий, спортивный);
-
расположение лагеря (территориальная доступность);
-
программа лагеря, виды активности для детей (мастер-классы, экскурсии, тренинги);
-
условия проживания и размещения детей;
-
организация питания;
-
наличие развитой инфраструктуры (спортивные площадки, аудитории, сцены);
-
педагогический состав (количество вожатых, их образование).
-
Чтобы детский лагерь можно было расценивать как безопасный, он должен отвечать следующим условиям:
-
достаточное количество педагогов и вожатых;
-
наличие медицинского персонала – врача, медсестры;
-
наличие изолятора;
-
защищенность территории от посторонних – круглосуточная охрана, вход по пропускам; наличие ограждения, КПП, видеонаблюдения.
Если лагерь устраивает турпоходы, то маршрут должен быть согласован и разработан совместно с МЧС, содержать сведения о месте стоянок и времени выхода на связь. Инструкторы, которые сопровождают детей, должны иметь квалификацию, подтвержденную маршрутно-квалификационной комиссией. Для лагерей, располагающихся в зоне водоема, требуется, что кроме медика в состав работников входил сертифицированный инструктор по плаванию. На территории пляжа должна быть спасательная вышка, а зона купания огорожена сеткой (буйками).
Какие документы проверить у детского лагеря
Первое, с чего стоит начать, – запросить документы у организации, которая организует детский отдых, и убедиться, что она является детским лагерем. В частности, это устав и свидетельство о регистрации для юридического лица или выписка из ЕГРИП для индивидуального предпринимателя.
У компании или ИП должны быть договор аренды на земельный участок, территорию лагеря и недвижимость на нем, либо выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности.
Что касается лицензии, то она должна быть в наличии у тех детских лагерей, которые осуществляют образовательную деятельность (специализированный лагерь по изучению иностранных языков или с математическим уклоном, летняя школа), либо имеют оздоровительную направленность (курс лечения). В первом случае должна быть лицензия на образовательную деятельность, во втором – медицинская лицензия.
Кружки и секции не считаются образовательными услугами и не предполагают получение лицензии.
Соответствие лагеря требованиям безопасности
Подтверждением того, что лагерь безопасен для детского отдыха, служат следующие документы:
-
санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (подтверждает соответствие ряду критериев оценки, начиная от организации питания, заканчивая благоустройством территории);
-
заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
-
документы УМВД России по субъекту РФ, свидетельствующие об отсутствии судимости у персонала, работающего с детьми;
-
сертификаты соответствия на используемое в лагере оборудование (лодки, тренажеры и пр.);
-
договор с организацией, отвечающей за охрану территории лагеря.
Отказ предоставить требуемые документы может косвенно указывать на их отсутствие.
Наличие лагеря в реестре
Сведения обо всех проверенных лагерях включаются в специальные реестры. Лагерь попадает в реестр, если его безопасность подтверждена государственными инстанциями. В каждом регионе за формирование реестра отвечает свой уполномоченный орган. Проверить, включен ли лагерь в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Рязанской области, родители могут самостоятельно на официальном сайте Министерства образования Рязанской области.
Проверить наличие лагеря в реестре Рязанской области.
Отсутствие лагеря в реестре свидетельствует о том, что организация не прошла обязательных проверок на соответствие требованиям санитарной, пожарной безопасности и пр.
На какие условия договора следует обратить внимание
при заключении договора на детский отдых
Летнее оздоровительное учреждение оказывает ребенку комплекс услуг (размещение, проживание, питание, организация досуга и т.п.), включенных в стоимость путевки. При приобретении путевки необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора.
Договор на оказание услуг в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:
1. Наименование исполнителя и его местонахождение (адрес лагеря), контактные телефоны;
2. Номер лицензии и срок ее действия, а также информацию об органе, выдавшем лицензию (на медицинскую и образовательную деятельность);
3. Сведения о заказчике – одном из родителей ребенка (ФИО, адрес проживания, телефон и пр.), данные о ребенке, который будет пребывать в лагере;
4. Предмет договора: информация о потребительских свойствах путевки – о порядке доставки детей до лагеря и обратно; размещения и проживания, питания ребенка; о программе пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в том числе по организации досуга;
5. Сроки пребывания в лагере, стоимости путевки и порядке оплаты;
6. Права и обязанности сторон;
7. Перечень четко сформулированных оснований отчисления ребенка из лагеря;
8. Условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения договора на оказание услуг;
9. Порядок полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие некачественно оказанных услуг и т.д.;
10. Порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления претензий к исполнителю в случае нарушения последним условий договора.
Примерная форма договора об организации отдыха и оздоровления ребенка утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 23 августа 2018 года № 6.
Согласно положениям пункта 1 ст. 7 Закона потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья.
Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме.
В случае некачественно оказанных услуг потребитель на основании статьи 29 Закона вправе по своему выбору потребовать:
-
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
-
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
-
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков:
В случае нарушения сроков оказания услуги (сроков начала и/или окончания оказания услуги) потребитель в соответствии со статьей 28 Закона по своему выбору вправе:
-
назначить исполнителю новый срок;
-
потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
-
отказаться от исполнения договора об оказании услуги;
-
потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
Родители вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору на основании статьи 32 Закона.
При неудовлетворении исполнителем требований потребителя в добровольном порядке последний вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Кроме того, согласно статье 15 Закона потребитель вправе заявить о компенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области».
Телефон горячей линии: 8-800-200-10-62.