Этот необычный праздник был придуман в Китае в 2009 году и отмечается 11 ноября. Всемирный день шопинга был организован Онлайн-площадкой «AlibabaGroup», запустившей маркетинговую акцию «Всемирный День Шопинга». Они провели на торговых площадях (в том числе и на AliExpress.com) распродажу. В этот день были скидки в 50% и более на большинство товаров. Приурочен этот день был ко Дню Холостяка, празднуемого в Китае также 11 ноября. Всемирный день шопинга - это не что иное, как маркетинговый ход, направленный на стимуляцию торговли. Отметим, что у «Всемирного дня шопинга» есть антагонист - «День без покупок».

Потребителям следует знать, что независимо от того, приобретался ли товар во Всемирный день шопинга или в иной другой день, в который предоставляются скидки на товары, потребитель не лишается предусмотренных законодательством прав, в том числе на возврат или обмен товара.

Так, при приобретении товаров дистанционным способом, т.е. путем ознакомления потребителя с их описанием посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других), сети «Интернет» или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом, правоотношения между потребителем и продавцом регулируются Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее - Постановление), а также Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-І «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

Продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом.

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор.

При дистанционном способе продажи товаров с использованием сети «Интернет» продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи (номер заказа или иную идентификацию заказа) на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора.

При продаже товара через Интернет продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте (в программе для ЭВМ), если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности.

Товар признается непредназначенным для продажи дистанционным способом в случае, если продажа такого товара подразумевает предварительное согласование условий договора розничной купли-продажи, в том числе согласование наличия, наименования и количества товара, а также в иных случаях, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи дистанционным способом.

Продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

Потребителю в момент доставки товара должна быть представлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 Закона, а также информация о порядке и сроках возврата товара. При отсутствии подобной информации в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара. Обязанность продавца, предусмотренная пунктом 3 статьи 26.1 Закона, признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.

Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора.

Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В случае продажи товара дистанционным способом не подлежит применению Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Постановлением.

Права потребителя и последствия продажи товара ненадлежащего качества регулируются статьями 18-24 Закона.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

За непредоставление полной и достоверной информации о товаре продавец несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 Закона.

При дистанционной торговле продавец обязан доводить до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

 

Если потребитель приобрел товар, совершив покупку непосредственно в магазине, то он в соответствии со статьей 25 Закона вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный (кассовый) чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя подобного документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Обменять такой товар можно, если указанный товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный Постановлением.


В случае приобретения товара ненадлежащего качества, независимо от способа приобретения, потребитель вправе заявить требования, установленные статьей 18 Закона.

Так, если обнаружены недостатки в товаре, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении его недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В ситуации, когда недостаток в товаре обнаружился за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель также вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет (посредством проведения независимой экспертизы), что недостатки в товаре возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (заводской брак).

В случае обнаружения существенного недостатка в товаре потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении такого недостатка, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостаток обнаружен и по истечении гарантийного срока, если срок гарантии свыше двух лет или двух лет со дня передачи такого товара потребителю (если гарантийный срок менее двух лет), но в течение установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня передачи потребителю в случае, когда срок службы не установлен.


КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).