Что делать потребителю, если не доставили предварительно оплаченный товар?

 Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Данное положение Закона «О защите прав потребителей» представляется наиболее важным, поскольку от факта содержания в договоре купли-продажи условия о сроке передачи товара потребителю зависит выбор дальнейшей тактики защиты потребителем своих нарушенных прав.

Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать либо передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. В случае, когда в договоре отсутствует срок, потребителю следует назначить продавцу разумный срок для исполнения обязательства. Требования должны быть предъявлены продавцу в письменном виде и вручены надлежащим образом - на экземпляре потребителя должна быть отметка о принятии обращения продавцом.  Потребитель вправе потребовать в том числе полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Вместе с тем за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю для продавца предусмотрена законная неустойка в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Указанная неустойка взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Следует помнить, что сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя о передаче оплаченного товара в установленный им новый срок или о возврате суммы предварительной оплаты товара не подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Понятие непреодолимой силы раскрывается в Гражданском Кодексе РФ. Непреодолимая сила (лат. vis major, франц. force majeure), в гражданском праве - обстоятельство, освобождающее от ответственности. Необходимо отметить, что под непреодолимой силой понимается чрезвычайное событие, вредные последствия которого не могло предотвратить лицо, обязанное это сделать. К таким событиям относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, наводнения), общественные явления (например, война). Будучи непредотвратимой, непреодолимая сила обладает, тем не менее, относительным характером: событие, непреодолимое в одних условиях, может стать преодолимым в других. Как правило, непреодолимая сила освобождает от имущественной ответственности, если именно непреодолимая сила - причина правонарушения и отсутствует вина обязанного лица.

Что касается вины потребителя в случае нарушения сроков передачи ему предварительно оплаченного товара, то таковыми могут служить случаи отсутствия (однократного или многократного) потребителя в оговоренное сторонами время и в установленном месте, где должен быть передан предварительно оплаченный товар.

В случае, если продавец проигнорировал обращение потребителя либо ответил отказом, последнему для восстановления своего нарушенного права следует обратиться в суд в порядке статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).