О Всемирном дне защиты прав потребителей 15 марта 2021 года

 Всемирный день защиты прав потребителей в 2021 году пройдёт под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» («Tackling Plastic Pollution»).  Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI).

Борьба с загрязнением пластиком - это давно назревшая глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений.

 В продолжение темы прошлого года - «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»), являющейся одной из Целей устойчивого развития, принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению продуманных решений при покупке товаров, не наносящих вреда окружающей среде.

Предполагается, что кампания также сыграет важную роль, когда потребители, правительства и предприятия - изготовители пластиковых изделий могут объединиться в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.

 Согласно отчету Pew Charitable Trusts & SYSTEMIQ «Преодолевая пластиковую волну», выпущенного в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей. По неутешительным прогнозам, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета 100 000 морских млекопитающих и черепах и 1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет, 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.

В этой связи нелишним будет напоминание о том, что требования статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и окружающей среды. Помимо этого, продавец согласно статье 10 Закона РФ «О защите права потребителей», обязан представлять полную и достоверную информацию о товаре.

Отчет Consumers International, ЮНЕП и One Planet Network «О глобальной оценке переработки и экологической маркировки пластиковой упаковки» показал, что только 19% проверенных этикеток предоставляют потребителям качественную информацию для принятия обоснованных решений о покупке и утилизации товара. В ответ на это авторы отчета разработали пять глобальных рекомендаций для действий по привлечению бизнеса, политиков и разработчиков стандартов к созданию более качественной маркировки пластмасс, которая сделает экологичность легким выбором для потребителей.

Потребители все больше осознают влияние пластика на окружающую среду и хотят сократить его использование. Однако информация, предоставляемая им для принятия более рациональных решений, не всегда ясна и не требует действий, что приводит к путанице в данной информации. Consumers International, ЮНЕП и One Planet Network подчеркивают отсутствие стандартизации и подотчетности, поскольку отдельные бренды создают свои собственные этикетки. Обеспечение более качественной маркировки -  важный способ помочь потребителям стать движущей силой перемен.

Потребителям не следует забывать и о своих правах, и о том, что планета, на которой мы живем, требует неустанной заботы и бережного отношения к себе не только в преддверии Дня прав потребителей, а каждый день.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).