Бывают ситуации, когда покупатели возвращают приобретенные в аптеке товары по разным причинам. Однако надо признать, что большинство товаров надлежащего качества, реализуемых в аптеках, не подлежат возврату или обмену.

Существует несколько причин, при наличии которых потребитель вправе вернуть приобретенный ранее товар продавцу. Условно их можно разделить на три категории:

✓ возврат товара ненадлежащего качества;

✓ возврат товара надлежащего качества по решению покупателя;

✓ возврат товара на основании недоведения о нем полной и достоверной информации.

 


Возврат товара ненадлежащего качества

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее -Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

 ✓  потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

✓  потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

✓  потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

✓  потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

✓  отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребитель товара также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При этом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.  Нередко между продавцом (аптекой) и покупателем возникает спор о причинах возникновения недостатков в товаре. В этом случае продавец обязан провести экспертизу товара за счет собственных средств (когда недостаток заявлен в пределах гарантийного срока). Если в ходе экспертизы будет установлено, что товар получил недостаток по вине покупателя, то он обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Законом определены сроки возврата товара ненадлежащего качества. Так, в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона вернуть товар можно в течение его гарантийного срока или срока годности. На большинство товаров, входящих в номенклатуру аптечных организаций, установлены сроки годности. Если же покупатель приобрел товар, на который срок годности не установлен, то его можно вернуть в течение двух лет с момента покупки (п. 1 ст. 19 Закона, п. 2 ст. 477 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 21 Закона в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене аптека обязана заменить этот товар в течение 7 дней со дня предъявления данного требования потребителем. Если необходима дополнительная проверка качества такого товара аптекой, то срок его возврата увеличивается до 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Если на момент предъявления требования о замене товара у аптечного учреждения отсутствует необходимый товар, то замена проводится в течение месяца со дня предъявления данного требования.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, при этом гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.


Возврат товара надлежащего качества

Большинство товаров надлежащего качества, реализуемых в аптеках, не подлежат обмену, поскольку включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар, постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ № 2463).

 По общему правилу возврат товаров надлежащего качества  Гражданским Кодексом РФ не предусмотрен, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. Так, например, в соответствии со статьей 25 Закона покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации при соблюдении следующих условий:

✓  потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки;

✓  обмен товара надлежащего качества проводится, если этот товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания;

✓  товар не входит в Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену.

 Данный Перечень, кроме прочего включает:

✓  товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

✓  предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);

✓  парфюмерно-косметические товары.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения покупателя к продавцу, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар денежной суммы. Данное требование покупателя подлежит удовлетворению в течение 3-х дней со дня возврата указанного товара.


Возврат товара на основании недоведения о нем полной и достоверной информации

Согласно статье 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке.

Статьей 12 Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре. Если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.   

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре, потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. Закон прямо указывает, что при рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел.8 4912 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).