11 ноября 2020 года празднуется Всемирный день шопинга. Всемирный день шопинга был организован Онлайн-площадкой «AlibabaGroup» запустившей маркетинговую акцию «Всемирный День Шопинга». Они провели на торговых площадях (в том числе и на AliExpress.com) распродажу. В этот день были скидки в 50% и более процентов на большинство товаров. Приурочен этот день был ко Дню Холостяка, празднуемого в Китае 11 ноября. Всемирный день шопинга - это не что иное как маркетинговый шаг, направленный на стимуляцию торговли. Отметим, что у «Всемирного дня шопинга» есть антагонист - «День без покупок».

Потребителям следует знать, что независимо от того приобретался ли товар во Всемирный день шопинга или в иной другой день, в который предоставляются скидки на товары, потребитель не лишается предусмотренных законодательством прав, в т.ч. на возврат или обмен товара.

Так при приобретении  товаров дистанционным способом, т.е. путем ознакомления потребителя с их описанием посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других), сети Интернет или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом возникшие правоотношения между потребителем и продавцом регулируются постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612  «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», а также Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-І «О защите прав потребителей».

Продавец должен до заключения договора купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения, о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию на русском языке:

  • наименование технического регламента (иное обозначение), установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия;
  • сведения об основных потребительских свойствах;
  • цена в рублях и условия приобретения;
  • сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • сведения о сроке службы или сроке годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес и наименование изготовителя (продавца), адрес уполномоченной организации, на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание, наименование страны происхождения;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товара обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о правилах продажи товаров;
  • сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если это предусмотрено техническими требованиями;
  • информацию о порядке и сроках возврата товара, исходя из положений пунктов 21 и 32 Правил;
  • информацию об энергетической эффективности товара, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Продавец должен предупредить покупателя, если товар было в употреблении или в нем устранялся недостаток.

Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на самом товаре, на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.

Сведения об обязательном подтверждении соответствия товара представляются в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Покупатель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционным образом в любое время до его передачи, а после передачи - в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от него в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения такого товара у данного продавца.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Необходимо помнить, что при возврате товаров, приобретенных дистанционным способом, не действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный постановлением Правительства № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров...». Таким образом, при соблюдении сроков и условий возврата, вернуть можно любой товар, приобретенный дистанционным способом без объяснения причин.

Если потребитель приобрел товар в офлайн магазине, то он в соответствии со статьей 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-І «О защите прав потребителей» вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Обменять товар, приобретенный в офлайн магазине на основании статьи 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» можно, если указанный товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный постановлением Правительства № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров...».

В случае приобретения товара ненадлежащего качества, независимо от способа приобретения, потребитель вправе заявить требования, установленные статьей 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-І «О защите прав потребителей».

Так, если обнаружены недостатки в товаре, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении его недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В ситуации, когда недостаток в товаре обнаружился за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель также вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», если докажет (посредством проведения независимой экспертизы), что недостатки в товаре возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (заводской брак).

В случае обнаружения существенного недостатка в товаре потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении такого недостатка, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостаток обнаружен и по истечении гарантийного срока, если срок гарантии свыше двух лет или двух лет со дня передачи такого товара потребителю (если гарантийный срок менее двух лет), но в течение установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня передачи потребителю в случае, когда срок службы не установлен.


КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).