Осторожно лизинговое мошенничество под видом кредита под залог ПТС

В Рязанской области активизировались фирмы, которые якобы предоставляют «кредит» под залог ПТС. С юридической точки зрения кредит под залог ПТС должен предусматривать наличие кредитного договора, включающего условие о залоге транспортного средства и, соответственно, закладной. Мошеннические организации, предлагая кредит под залог ПТС, «подсовывают» человеку договор купли-продажи транспортного средства, принадлежащего этому человеку, а также договор лизинга данного транспортного средства. При этом стоимость автомобиля по договору купли-продажи занижается в десятки раз, а условия лизингового договора составлены таким образом, чтоб под любым предлогом забрать транспортное средство в связи с неисполнением любых из его условий. Так, например, условия договора могут ограничивать район перемещения транспортного средства, предусматривать обязанность лизингополучателя хранить транспортное средство только на определенной охраняемой стоянке и др..

Мошенники осуществляют свою работу в обход контроля со стороны Центрального Банка РФ в связи с тем, что лизинговая деятельность не является кредитной и не подлежит такому же законодательному регулированию, как кредитная, ломбардная или микрофинансовая деятельность. Лизинговая деятельность в пределах РФ регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ (далее - ФЗ № 164-ФЗ).

Ранее лизинговые сделки заключались в основном в предпринимательской сфере, но статьей 14 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальные) учреждений» в  ФЗ № 164-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми упоминание об использовании предмета лизинга в предпринимательских целях было исключено.

Итак, разберемся подробно с данной схемой мошенничества.

Согласно статье 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Проще говоря, лизинговая компания покупает транспортное средство и представляет его в аренду с правом выкупа или без права выкупа лизингополучателю. Лизингополучатель оплачивает лизингодателю, как правило, стоимость части транспортного средства, рассчитанную ежемесячно (если выкуп предусмотрен), а также ежемесячную арендую плату за пользование транспортным средством.

Согласно ФЗ № 164-ФЗ лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Также отметим, что целями Федерального закона «О финансовой аренде (лизинг)» являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

Таким образом, лизинговая деятельность является инвестиционной деятельностью в сфере производства, при которой лизингополучатель получает от лизингодателя инвестиции в виде предоставления временного права пользования и владения транспортным средством, за которые он должен уплачивать арендные платежи.

Предмет лизинга (машина), переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя (пункт 1 статьи 11 ФЗ № 164-ФЗ).

Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга (пункт 3 статьи 11 ФЗ № 164-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 13 ФЗ № 164-ФЗ лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанным Федеральным законом и договором лизинга.

В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга (пункт 6 статьи 15 ФЗ № 164-ФЗ).

Согласно схеме, которую используют мошенники, вы продаете им по договору купли-продажи свое транспортное средство, и его же они предоставляют вам в аренду. Пользуясь правом на изъятие транспортного средства и расторжение договора аренды, установленного пунктом 3 статьи 11, пунктом 2 статьи 13, пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинг)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, мошенники отнимают автомобиль у собственника.

Также следует отметить, что в силу пункта 5 статьи 15 ФЗ № 164-ФЗ ваш лизинговый договор может и не предусматривать право на выкуп проданного вами лизингодателю транспортного средства. То есть, если в договоре прямо не указано, что предмет лизинга после производства всех платежей или окончания действия договора переходит в собственность лизингополучателя, то он не вправе требовать данного перехода. Следовательно, вернуть транспортное средство обратно будет практически невозможно, даже если вами не нарушены никакие условия договора лизинга.

Также следует иметь в виду, что лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга (пункт 1 статьи 18 ФЗ № 164-ФЗ), а также имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга.

Помимо всего прочего, лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга. Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Итак, рассматривая указанные договорные правоотношения, мы видим, что лизингополучатель и продавец имущества (машины) становится одним лицом. Так как лизингополучатель и продавец имущества (машины) сливается в одно лицо, это становится скорее не инвестиционной деятельностью, а деятельностью по кредитованию под залог имущества по своему выражению. Исходя из изложенного, можно предположить, что формально выкуп имущества лизингодателями у физических лиц с последующей передачей этого имущества этим же физическим лицам в аренду может является притворной сделкой, направленной не только на выход из-под законодательства о кредитовании и контроля со стороны Центрального банка РФ, но и на отъем имущества у населения. Однако в связи с тем, что по своему юридическому обличию правоотношения остаются в сфере регулирования лизинговой деятельности, т.к. в ФЗ № 164-ФЗ прямо предусмотрено то, что продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения, то говорить о возможной квалификации данных договоров как притворных сделок становится затруднительным, но не невозможным. Учитывая, что целью заключения указанных договоров была не столько купля-продажа, а по сути предоставление кредита под залог, то можно говорить о наличии мнимости или притворности заключенных сделок. Так, согласно разъяснениям, данным в п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», в связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.

Для прикрытия сделки может быть совершена не только одна, но и несколько сделок. В таком случае прикрывающие сделки являются ничтожными, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом её существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 88 постановления Пленума).

Из содержания указанной нормы и разъяснений Пленума следует, что в случае признания сделки недействительной в связи с притворностью суду необходимо установить действительную волю сторон, выяснить фактические отношения между сторонами, а также намерения каждой стороны.

При определении того, был ли между сторонами заключен договор, каким является содержание его условий и как они соотносятся между собой, совпадает ли волеизъявление сторон с их действительной общей волей, а также является ли договор мнимой или притворной сделкой, суду необходимо применить правила толкования договора, установленные ст. 431 ГК РФ.

Что же касается доказывания факта обмана или введения в заблуждение, то это более трудный путь по признанию заключенных сделок недействительными по сравнению с путем по применению последствий притворной сделки.

При решении вопроса об использовании лизинга для получения кредита населению необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что согласно вышеуказанному ФЗ № 164-ФЗ любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации. Если же лизинговая фирма нерезидент РФ, то вопрос взыскания с нее денежных средств усложняется в разы. Учитывая то обстоятельство, что по закону учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть и юридические лица, вопрос взыскания с них денег за автомобиль становится практически нереальным.

Исходя из вышеприведенных положений законодательства о лизинге и существующей практике, обычным людям использовать для получения кредитных средств такой финансовый инструмент как лизинг не только бессмысленно, нецелесообразно, но и опасно.

Таким образом, беря кредит под залог ПТС, будьте бдительны и читайте договор. Самым лучшим вариантом заключения договоров, предметом которых являются транспортные средства или иное имущество, является их заключение через профессиональных юристов или адвокатов. Если вы намерены взять кредит под залог ПТС, то обращаться необходимо либо в ломбарды, либо в кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление кредитной деятельности, а не в лизинговые фирмы, при этом должен заключатся именно кредитный договор и договор залога транспортного средства, а не договор купли-продажи и лизинга.

Примечание: регулирование деятельности ломбардов, кредитных организаций, в т.ч. МФО по предоставлению займов осуществляется Банком России.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).