О типичных вопросах потребителей по электробытовым товарам и ответы на них

1. Продавец утверждает, что при обнаружении в технически сложном товаре недостатков потребитель не вправе заявлять требование о возврате уплаченной суммы или замене на новый даже в первые 15 дней с момента приобретения, а возможен лишь только гарантийный ремонт. Прав ли продавец?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Речь идет о том, что товар должен быть в перечне технически сложных товаров, утвержденных постановлением Правительства № 924 от 10.11.2011. Если же его нет в данном перечне, то требование о возврате уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества или замены на новый можно предъявлять и после 15 дней с момента приобретения.

2. Вправе ли я обменять технически сложный товар надлежащего качества, если он мне не подошел?

Ответ: Технически сложные товары надлежащего качества, если они не подошли по форме, габаритам, расцветки, фасону, комплектации или размеру возврату или обмену не подлежат, т.к. указанные товары включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998г. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». При этом необходимо иметь ввиду, что в данном случае не имеет значение включен ли этот технически сложный товар в Перечень постановления Правительства № 924 от 10.11.2011. 

Следует отметить, что бывают случаи, когда продавец идет на встречу желанию потребителя и обменивает, но это не его обязанность, а право.

3. Вправе ли я отказаться от технически сложного товара, купленного в интернет-магазине, если он мне не подошел?

Ответ: Если товар был приобретен через интернет-магазин, то имела место быть дистанционная торговля и поэтому согласно ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.Исходя из смысла вышеназванной статьи, совершенно не важно, какой это товар.

4. Имею ли я право предъявлять требования по недостаткам смартфона или любого другого товара продавцу после истечения гарантийного срока?

Ответ: Согласно ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные законом требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные законом, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

5. Существует ли конкретный срок для удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной суммы за смарт-устройство ненадлежащего качества?

Ответ: Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.


Дополнительная информация:

Электронный сервис Роспотребнадзора

При помощи государственного ресурса для потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/) в режиме онлайн можно получить ответы на многие вопросы в сфере защиты прав потребителей и не только. Помимо этого, на ресурсе функционирует виртуальная приемная, размещены памятки, которые касаются самых разных сфер, будь то торговля, медицинские или финансовые услуги, представлены образцы необходимых документов и ответы на часто задаваемые вопросы.

Для тех, кто хотел бы вникнуть в проблемы защиты потребителей более глубоко представлен раздел, в котором публикуются информационно-аналитические материалы, в том числе ежегодные доклады о защите прав потребителей, в которых дана комплексная оценка состоянию этой сферы, приведена необходимая статистика и рассмотрены наиболее актуальные проблемы потребителей.

Один из самых востребованных разделов - это перечень продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Данный раздел формируется на основе данных, полученных по результатам проведенных проверок и содержит подтвержденные сведения о фактах нарушения требований технических регламентов. Раздел будет активно совершенствоваться, чтобы стать надежным инструментом защиты здоровья и материального состояния потребителей, именно здесь потребитель может найти информацию о фальсифицированных товарах, о продукции, в которой обнаружены химические загрязнители или патогенные организмы.

В разделе ресурса «результаты проверок» каждый потребитель может получить сведения о любом магазине, кафе, аптеке - не выявлялись ли там надзорными органами какие-либо нарушения.

Среди мобильных сервисов хотелось бы отметить появление такого приложения как «Проверка маркировки товаров», которое позволяет проверить легальность приобретаемого (приобретенного) товара, а также сообщить о нарушении. В настоящее время приложение доступно для проверки маркировки изделий из натурального меха и лекарственных препаратов. Также потребителям уже доступно приложение «Проверка кассового чека», которое позволит получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, а также проверить их легальность, добросовестность продавца или сообщить о нарушении.

Электронный сервис ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области»

По ссылке: http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/content/1197/ Вы можете ознакомиться с информационными и аналитическими материалами Консультационного центра для потребителей в сфере защиты прав потребителей.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) (в рабочие дни)