Что необходимо знать при приобретении смарт-устройств дистанционным способом

 

В настоящее время рынок «умных» технологий стремительно развивается, он характеризуется огромным разнообразием устройств, это и смартфоны, и смарт-часы, и смарт-очки, и смарт-замки, и фитнес-трекеры, и голосовые помощники, и смарт-телевизоры,  и многие другие смарт-устройства.

Несмотря на то, что «умные» устройства прочно вошли в нашу повседневную жизнь,  законодательного определения их понятия пока не выработано, как нет и специального закона, регулирующего права потребителя при продаже и использовании смарт-устройств.

 При приобретении  смарт-устройств дистанционным способом путем ознакомления потребителя с их описанием посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других), сети Интернет или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления со смарт-устройством либо его образцом возникшие правоотношения между потребителем и продавцом регулируются Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612  «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – «Правила»).

Продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию тех смарт-устройств, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.

Продавец должен до заключения договора купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах смарт-устройства,  адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления такого устройства, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения, о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию на русском языке:

·       наименование технического регламента (иное обозначение), установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия;

·       сведения об основных потребительских свойствах;

·       цена в рублях и условия приобретения;

·       сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

·       правила и условия эффективного и безопасного использования;

·       сведения о сроке службы или сроке годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если смарт-устройства по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

·       адрес и наименование изготовителя (продавца), адрес уполномоченной организации, на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание, наименование страны происхождения;

·       сведения об обязательном подтверждении соответствия смарт-устройств обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·       сведения о правилах продажи смарт-устройств;

·       сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если это предусмотрено техническими требованиями;

·       информацию о порядке и сроках возврата смарт-устройств, исходя из положений пунктов 21 и 32 Правил;

·       информацию об энергетической эффективности смарт-устройств, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 

 

Продавец должен предупредить покупателя, если  смарт-устройство было в употреблении или в нем устранялся недостаток.

 Информация о смарт-устройстве, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на самом смарт-устройстве, на электронных носителях, в самом смарт-устройстве (на плате внутри товара), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.

Сведения об обязательном подтверждении соответствия смарт-устройства представляются в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Покупатель вправе отказаться от смарт-устройства в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата смарт-устройства надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от него в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат смарт-устройства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения такого устройства у данного продавца.

При отказе покупателя от смарт-устройства продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного смарт-устройства, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Продавец обязан передать потребителю смарт-устройство в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки не определен и отсутствует возможность определить этот срок, доставка должна быть осуществлена продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

Продавец обязан передать покупателю смарт-устройство, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче такого устройства (в письменном виде – в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках либо иными способами).

Одновременно с передачей смарт-устройства продавец обязан передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Доставленное смарт-устройство передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя – любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки.

В случае если покупателю передается смарт-устройство с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки, покупатель может не позднее 20 дней после получения смарт-устройства известить продавца об этих нарушениях.

Если обнаружены недостатки смарт-устройства, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении его недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков смарт-устройства, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В случае приобретения смарт-устройства ненадлежащего качества потребитель вправе заявить требования, установленные статьей 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-І «О защите прав потребителей» (далее – Законом). При этом важно понимать, что если смарт-устройство входит в Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», то право на возврат уплаченной за такое устройство денежной суммы или обмен такого устройства предусмотрен в первые 15 дней с момента передачи смарт-устройства потребителю. При обнаружении недостатка в смарт-устройстве по истечении 15-дневного срока, но в пределах гарантийного срока, потребитель вправе заявлять продавцу требование о безвозмездном устранении недостатка (гарантийный ремонт). Однако по истечении 15-дневного срока потребитель  вправе требовать возврата денежных средств или обмена   в одном из следующих случаев:

·       обнаружение существенного недостатка товара (неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или других подобных недостатков);

·       нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (гарантийный ремонт превысил 45 дней);

·       невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (смарт-устройство находилось несколько раз в гарантийном ремонте в сумме более 30 дней).

В ситуации, когда недостаток в смарт-устройстве обнаружился за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18  Закона, если докажет (посредством проведения независимой экспертизы), что недостатки  в смарт-устройстве возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (заводской брак).

В случае обнаружения существенного недостатка в смарт-устройстве потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении такого недостатка, если докажет, что они возникли до передачи смарт-устройства потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостаток обнаружен по истечении двух лет со дня передачи такого устройства потребителю, в течение установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня передачи  потребителю в случае, когда срок службы не установлен.

При возврате смарт-устройства ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства его приобретения у продавца.

Информация о порядке и сроках возврата смарт-устройства потребителем должна содержать:

·       адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат такого устройства;

·       режим работы продавца;

·       максимальный срок, в течение которого смарт-устройство может быть возвращено продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 Правил;

·       предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств смарт-устройства надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

·       срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате, в которых указываются:

·       полное фирменное наименование (наименование) продавца;

·       фамилия, имя, отчество покупателя;

·       наименование смарт-устройства;

·       даты заключения договора и передачи смарт-устройства;

·       сумма, подлежащая возврату;

·       подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором. В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом смарт-устройства покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;

б) почтовым переводом;

в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.

Оплата смарт-устройства покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем такого устройства как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Необходимо помнить, что при возврате смарт-устройств, приобретенных дистанционным способом, не действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный постановлением Правительства № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…». Таким образом,  при соблюдении сроков и условий возврата, вернуть можно любое смарт-устройство без объяснения причин.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре и для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) (в рабочие дни)