Ответственность сторон по договору об оказании услуг по предоставлению подвижной (мобильной) связи

  Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 328, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг подвижной связи предусмотрена ответственность оператора связи перед абонентом (потребителем услуг) в следующих случаях:

  • нарушение сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи;
  • нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи;
  • оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре;
  • некачественное оказание услуг подвижной связи;
  • непредставление, неполное или несвоевременное представление информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи;
  • нарушение требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора;
  • нарушение тайны телефонных переговоров и сообщений.


Оператор связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с договором несет следующую имущественную ответственность:

  • уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуги подвижной связи за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи, в случае нарушения сроков предоставления доступа к сети подвижной связи;
  • уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуги подвижной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи, либо по требованию абонента полностью возмещает причиненные убытки в случае нарушения установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи;
  • соразмерно уменьшает по требованию абонента (письменному) стоимость услуг подвижной связи, а также соглашается с отказом от исполнения договора абонентом в случае оказания не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре;
  • безвозмездно устраняет по требованию абонента недостатки оказанной услуги подвижной связи, а также уменьшает стоимость услуги подвижной связи в случае некачественного оказания услуги подвижной связи, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети подвижной связи;
  • соглашается с отказом от исполнения договора абонентом, возвращает уплаченную за оказанную услугу подвижной связи сумму и возмещает причиненные убытки в случае непредставления, неполного или несвоевременного представления информации об оказании услуг подвижной связи;
  • возмещает по требованию абонента причиненные убытки, а также моральный вред в случае нарушения оператором связи тайны телефонных переговоров и сообщений, а также требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших ему известными в силу исполнения договора.


Абонент (потребитель) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору несет ответственность перед оператором связи в следующих случаях:

  • неоплата, неполная или несвоевременная оплата услуг подвижной связи;
  • несоблюдение правил эксплуатации оборудования;
  • несоблюдение запрета на подключение к сети подвижной связи абонентской станции (абонентского устройства), не соответствующей установленным требованиям.


В случае неоплаты  (неполной или несвоевременной оплаты) услуг подвижной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1 процента стоимости неоплаченных (оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных) услуг подвижной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате.

В случаях несоблюдения абонентом правил эксплуатации абонентской станции (абонентского устройства) или несоблюдения запрета на подключение к сети подвижной связи абонентской станции (абонентского устройства), не соответствующей установленным требованиям, оператор связи вправе обратиться в суд с требованием о возмещении причиненных такими действиями абонента убытков.

Оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В случае несоблюдения абонентом условия о  незамедлительном сообщении оператору связи об утере SIM-карты, он несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи, полученных с использованием утерянной SIM-карты, вплоть до момента получения оператором связи письменного заявления об ее утрате.


КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62.