Что делать, если плату за коммунальные услуги начисляют неправильно?


Помимо жалоб, ставших уже традиционными, на  коммунальные услуги ненадлежащего качества  и бездействие организаций в отношении претензий по данному поводу потребители все чаще стали обращаться за консультациями по поводу правомерности начисления коммунальных платежей. 

Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитываются, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и тарифов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом.

Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества указан в разделе 10 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011г №354. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (желательно письменно) об этом исполнителя.

Согласно Правилам, в случае подтверждения данного факта составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг, либо предоставлении коммунальных услуг не в полном объеме, либо коммунальных услуг ненадлежащего качества, указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг. В случае установления факта нарушения качества коммунальной услуги, в акте это обязательно должно быть отражено. Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

Если вы считаете, что вам по каким-то иным причинам неправильно начисляют квартплату,  нужно письменно обратиться к исполнителю коммунальных услуг, с которым заключен договор предоставления коммунальных услуг, т.е. в вашу управляющую организацию (управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив и т.д.), с просьбой разъяснить вам порядок начисления коммунальных платежей, обоснования предъявленных к оплате сумм, на основании подпункта «д» пункта 31 Правил. Параллельно следует  обратиться в Жилищную инспекцию, которая осуществляет государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям стандартов качества в соответствии  с Положением о государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденным  постановлением Правительства РФ и Положением о государственной жилищной инспекции в Рязанской области, утвержденным постановлением губернатора Рязанской области от 02.12.2002 г. № 146-пг.

Примечание: Контактная информация Государственной жилищной инспекции Рязанской области (390006, г.Рязань, ул.Либкнехта, д.18, тел. 8(4912) 21-78-40, E-mail: gji@ryazangov.ru, начальник - Кравчук Владимир Степанович).

В соответствии с Правилами, исполнители коммунальных услуг осуществляют перерасчет платы за коммунальные услуги при наличии основания для перерасчета платы за коммунальные услуги.

В случае, если в установленные законом сроки, ответа не последует, либо ответ вас не устроит по каким-то основаниям, следует направить  письменное обращение в прокуратуру.

Кроме того, действующим законодательством закреплено право граждан на судебную защиту законных прав и нарушенных интересов. Если вы считаете свои права и законные интересы нарушенными, вы вправе обратиться за их защитой в судебные органы в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-Ι «О защите прав потребителей».


КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62.