Вправе ли требовать магазин оплатить поврежденный потребителем товар? О переходе риска случайной гибели или случайного повреждения товара


В связи с обращениями граждан в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» о правомерности требований магазина оплатить стоимость нечаянно разбитого потребителем товара, а также о моменте переходе риска случайной гибели или повреждения товара, Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» информирует:

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МОМЕНТЕ ПЕРЕХОДА РИСКА СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ ИЛИ СЛУЧАЙНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ТОВАРА

 

В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Тем не менее, для начала необходимо определить момент перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара. В соответствии со статьей 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Исходя из статьи 459 ГК РФ, следует, что до передачи товара потребителю риск случайной гибели или повреждения товара несет продавец, а с момента передачи товара покупателю указанный риск переходит на покупателя. Таким образом, учитывая положение статьи 459 ГК РФ, риск случайной гибели или повреждения товара непосредственно связан с моментом исполнения продавцом обязанности по передаче товара, а не с момента перехода прав собственности на товар (статья 211 ГК РФ).  Более того, согласно статье 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Момент, когда обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, предусматривается договором, а если договором такой момент не установлен, он определяется по правилам статьи 458 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

 

Согласно пункту 2 статьи 458 ГК РФ в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

 

Что же такое передача товара?

 

Согласно статьи 224 ГК РФ

1. Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.

Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

2. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.

 

Учитывая взаимосвязь положений статей 211, 223, 224, 458, 459 Гражданского кодекса РФ, покупатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения товара с момента фактической передачи ему приобретенной вещи, но никак не с момента заключения договора купли-продажи. Иное может быть установлено в договоре купли-продажи, в том числе, исходя из обстоятельств заключения сделки, в частности, если момент заключения договора совпадает с моментом передачи товара.

 

Об ответственности лица, случайно уничтожившего или СЛУЧАЙНО повредившего товар, принадлежащий продавцу

 

Как уже ранее указывалось, согласно статье 211 ГК РФ  риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Однако, понятие риска случайной гибели или случайного повреждения имущества, которое несет его собственник, сопряжено с понятием ответственности третьих лиц за ущерб, причиненный данному имуществу. Риск наступает тогда, когда нет субъективных оснований для возложения ответственности за гибель или повреждение имущества на третьих лиц.

При причинении вреда товару (имуществу) лицом, которое в договорных отношениях с собственником имущества не состояло, возникают так называемые внедоговорные деликтные обязательства и в действие вступает глава 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 2 указанной статьи: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В пункте 2 статьи 1064 ГК РФ прямо указывается на вину причинителя вреда как общее условие ответственности за причинение вреда. При этом вина причинителя вреда презюмируется, поскольку он освобождается от возмещения вреда только тогда, когда докажет, что вред причинен не по его вине.

Вина выражается в форме умысла или неосторожности, которая, в свою очередь, подразделяется на простую и грубую. Впрочем, по общему правилу форма вины причинителя внедоговорного вреда юридического значения не имеет, кроме прямо указанных в законе случаев, когда ей придается такое значение (например, пункт 2 статьи 1070, пункт 3 статьи 1083 ГК РФ). Принцип генерального деликта исходит из правила - всякое причинение вреда противоправно, если законом не установлено иное.


Таким образом, если покупатель в магазине вследствие своих неосторожных действий уничтожил или повредил товар, то он обязан возместить магазину причиненный вред, если степень вины продавца в причинении вреда не исключает возможность взыскания причиненного вреда. В свою очередь, в случае отказа гражданина возместить причиненный вред,  магазин вправе обратится в суд для взыскании указанного вреда в принудительном порядке.

 

Ситуаций неосторожных и неосмотрительных действий причинителя вреда может быть множество, например, гражданин взял бутылку в руки и не удержал ее. Однако, как уже указывалось, причинитель вреда не обязан возмещать вред, если в его действиях отсутствует его вина. Примерами отсутствия вины гражданина могут быть следующие обстоятельства: посетитель магазина опрокинул стеллаж с товарами вследствие того, что поскользнулся на недавно вымытом полу, либо указанный вред причинен ввиду того, что проход со стеллажами, по которому перемещался гражданин, был заставлен различными коробками либо расположение стеллажей слишком узкое и не отвечает установленным требованиям.

Еще одним примером безвинного причинения вреда может служить следующая ситуация: гражданин аккуратно расположил товар на ленте кассового транспортера, кассир нажала педаль, лента дернулась, банки и упаковки упали с транспортера.

Указанные примеры полностью согласуются с действующим законодательством.

Таким образом, учитывая вышесказанное, помните, что при решении вопроса о возмещении вреда необходимо брать во внимание не только вину причинителя вреда (гражданина), но также учитывать наличие и степень вины потерпевшего (продавца)(магазина). В соответствии с пунктом 1 статьи 1083 ГК РФ, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Согласно пункту 2 указанной статьи, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, размер возмещения должен быть уменьшен.

Помимо вышеуказанного, для решения вопроса о возмещении причиненного вреда необходимо учитывать следующее: действовало ли лицо в условиях крайней необходимости или нет. Так согласно статьи 1067 ГК РФ, вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как   третье лицо, так и причинившего вред.


Помните, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1073 ГК РФ, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.


На практике магазины часто идут навстречу покупателям. И это понятно, т.к. лучше поработать на дружелюбный имидж, чем требовать возмещения вреда с пенсионера, разбившего копеечный товар. Несомненно при решении данных вопросов магазинами учитывается то обстоятельство, что один довольный потребитель приведет еще трех, а один недовольный потребитель уведет десять. Впрочем, при гибели (порче) дорогого товара магазин вряд ли будет так великодушен.


Что же делать, если в магазине началось разбирательство по поводу уничтоженного или поврежденного Вами товара?


1.            Исходя из изложенного, при оценке степени своей вины в порче товара нужно понять, какие у Вас, помимо собственных ощущений, имеются доказательства. Помните, если Вы считаете, что Вы не виноваты в причинении вреда, возьмите номера телефонов у свидетелей, присутствовавших при происшествии.

2.            Не нужно пытаться немедленно покинуть магазин. Если сотрудники ЧОПа попробуют Вас задержать, то будут правы. У охранников будет такой аргумент против ваших возражений: вы уронили товар намеренно, то есть совершили посягательство на собственность. В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). Однако, если Вы не стараетесь покинуть место происшествия, то охранники обязаны действовать в отношении Вас уважительно, максимально  корректно и вежливо, попросту, только предложить Вам возместить причиненный вред. Если они действуют грубо, напомните им о ст. 203 Уголовного кодекса РФ («Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб»), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы вплоть до семи лет.

3.            Если гражданин отказывается от оплаты поврежденного товара на месте,  то администрация магазина, скорее всего, будет составлять акт о случившемся. Он понадобится если не для суда, то для бухгалтерии магазина.

4.            После того, как Вы заплатили за поврежденный (испорченный) частично либо полностью товар, он становится Вашей собственностью. Помните, что возмещение причиненного вреда оформляется не чеком, а приходным кассовым ордером, в котором указывается причина выплаты.


Помните: Согласно пункту 22 постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»: запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. продавец либо охранник не вправе требовать передачи ему паспорта гражданина, а равно изымать паспорт у гражданина. Изымать паспорт вправе только государственные органы (например: суды, прокуратура, полиция и др.) и только в предусмотренных действующим законодательством случаях.


КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62