Результаты анкетирования по финансовым услугам, оказываемым потребителям

ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» разработал анкету и провел опрос населения по наиболее проблемным вопросам в сфере оказания финансовых услуг в области потребительского рынка.

В опросе участвовали респонденты Касимовского, Пителинского, Клепиковского, Ряжского, Ухоловского, Новодеревенского, Сасовского, Кадомского, Скопинского, Милославского, Кораблинского, Старожиловского, Михайловского, Пронского, Захаровского, Спасского, Шиловского, Сапожковского и Путятинского районов, а также г.Рязани и Рязанского района. Было опрошено 790 респондентов - 540 женщин (68,3%) и 250 мужчин (31,7%). Среди опрашиваемых, граждане с высшим образованием составили 21,7%, со средним специальным - 47,7%, со средним - 30,6%. Возрастная структура респондентов: до 30 лет -16,5% , 30 - 39 лет - 31,7%, 40 - 49 лет - 30,1%, от 50 лет и старше - 21,7%.


По результатам анкетирования получены следующие сведения.

Наибольшее количество респондентов либо практически не имеют знаний в области защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг 34,3%, либо знакомы поверхностно 23,8%, совсем незнакомы 29,4%, и лишь 12,5% респондентов оценивают свои знания в области защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, как хорошие.

Среди респондентов 56,6% обращались в банковские организации за кредитом, а 43,4% - никогда не брали кредитов в банковских организациях.

Одинаково часто респонденты оформляли денежный кредит и кредит на покупку товаров для бытовых нужд - по 38,5%, брали денежный кредит и на покупку товаров - 18,4%, оформляли ипотеку только - 3,7%, только денежный и ипотеку - 0,2%, все перечисленные - 0,7% респондентов.

В сфере финансовых услуг при заключении договора кредитования респондентам чаще всего предоставляют всю необходимую информацию по кредиту - 51,5%, не всю необходимую информацию - 24,2%, не полностью и только после проявления респондентом инициативы - 24,3%.

70% респондентов не знакомятся с кредитным договором подробно, и только 30% читают договор.

Почти половина респондентов пользовалась такой услугой банков, как кредитная карта. Большинство респондентов 83,4% не знают, что оставляя заявление в банке, они практически подписывают кредитный договор, и только 16,6% осведомлены хорошо в этом вопросе.

Хорошо осведомлены о правах и обязанностях поручителя только 24,1%, 33,5% знают поверхностно, 25% не знают, 6,6% считают, что поручительство всего лишь формальность при оформлении кредита, 10,8% не интересовались этим вопросом.

13,6% поручителям банки предъявляли требования об уплате кредита, в связи с тем, что заемщик не платил по кредиту, 43,5% - нет, 42,9% респондентов никогда не были поручителями.

При использовании терминалов не всегда в ясной и доступной форме доводится до потребителя информация о комиссиях - 43,6%, только после того как произведена операция - 34,8%, и только 21,6% респондентов при оплате в терминале информированы о комиссиях при проведении операции.

О своих правах как потребителей респонденты узнают из прессы - 26,4%, с сайтов официальных органов в сети Интернет - 15,3%, от знакомых и соседей - 12,3%, в организациях, оказывающих эти услуги - 16%, из программ телевидения - 30%.

Только 24,4% респондентов известны организации, занимающиеся защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг, 51,9% мало ориентируются в этом вопросе, затруднились ответить - 23,7% респондентов.