Требования к безопасности парфюмерной продукции 

 Парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям данного технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия ему, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС.

Безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований:

1) к составу;

2) к физико-химическим показателям;

3) к микробиологическим показателям;

4) к содержанию токсичных элементов;

5) к токсикологическим показателям;

6) к клиническим (клинико-лабораторным) показателям;

7) к производству;

8) к потребительской таре;

9) к маркировке продукции.

Помимо ТР ТС 009/2011, парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 31678-2012 «Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия» (стандарт распространяется на спиртосодержащую парфюмерную жидкую продукцию - духи, одеколоны, парфюмерные, туалетные и душистые воды) и ГОСТ 32853-2014 «Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия» (применяется с 01.01.2016).

 

Особенности продажи и маркировки парфюмерной продукции

Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров установлены Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (п.67), а также рядом иных нормативно-правовых актов.

В соответствии с указанными Правилами при продаже парфюмерно-косметических товаров потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров в порядке положений ст.ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

  • наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
  • назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
  • косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
  • наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
  • страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
  • наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;
  • номинальное количество продукции в потребительской таре (объем, и (или) масса, и (или) штуки). Для мыла твердого туалетного номинальная масса куска на момент упаковывания. Для продукции номинальным объемом менее 5 мл (ml) или номинальной массой менее 5 г (g), а также для пробников продукции допускается не указывать номинальное количество;
  • цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
  • массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
  • срок годности указывается одним из следующих способов:

«годен до...» (дата);

«использовать до...» (дата);

«дата изготовления...» (дата) и «Срок годности...» (месяцев, лет);

«дата изготовления...» и «Годен до...» (дата);

«дата изготовления...» и «Использовать до...» (дата);

«срок годности... с даты изготовления, указанной на упаковке» (месяцев, лет).

Слова «Дата изготовления...» в маркировке могут быть заменены словом «Изготовлено...».

После слов «Дата изготовления», «Годен до», «Использовать до» указывается дата. Допускается нанесение на потребительскую тару фразы «Срок годности смотри на...», когда срок годности наносится на дно первичной упаковки, шов тубы и т.п. Для продукции, потребительская тара которой имеет небольшие размеры или сложную конфигурацию (помада, подводка, тени, тушь для ресниц и т.п.), допускается срок годности указывать следующим образом: «До... (дата)». Дата включает в себя месяц и год (мм.гггг или мм.гг) или день, месяц и год (дд.мм.гггг или дд.мм.гг). Срок годности может указываться без разделителя или с использованием разделителя. В роли разделителя могут использоваться дефис «-», точка «.», слэш «/» и др. Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, в этом случае месяц пишется словом. В случае если срок годности продукции указан как «До... (месяц, год)», срок годности истекает в последний день предыдущего месяца, если «До... (день, месяц, год)», срок годности истекает до указанного дня;

  • описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
  • особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-5 ТР ТС 009/2011 - номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
  • сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
  • список ингредиентов.


Для аэрозольной продукции с пропеллентом должны приводиться предупредительные надписи (предупреждения) о:

  • защите от воздействия прямых солнечных лучей и нагревания баллона;
  • правилах использования детьми;
  • огнеопасности и опасности распыления вблизи открытого огня и раскаленных предметов (при необходимости);
  • опасности попадания в глаза или на раздраженную кожу (при необходимости);
  • невозможности распыления продукции в аэрозольной упаковке головкой вниз (для изделий в аэрозольной упаковке, содержащих в качестве пропеллента углекислый газ или сжатый воздух) (при необходимости);
  • запрете нарушения целостности аэрозольной упаковки.


Списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав».

Если информация представлена в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита, то заголовок «Ингредиенты» или «Состав» может быть представлен вместе с информацией, указывающей место расположения списка ингредиентов (например, «Состав/Ingredients смотри на...»).

Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава. Если в состав композиции входят ингредиенты (N 67-92), указанные в приложении 2 регламента ТР ТС 009/2011, и их содержание превышает концентрацию 0,01% для смываемых продуктов, 0,001% для несмываемых продуктов, то они должны быть указаны в составе.

Для продукции в аэрозольной упаковке с пропеллентом указывается состав пропеллента. Состав пропеллента может быть указан как в списке ингредиентов, так и отдельно.

Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «nano» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI).

Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех ингредиентов, концентрация которых более 1%.

Красители могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном (государственных) или официальном языке (языках) государств-членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака (+/-).


Пробники, предназначенные для передачи потребителям, маркируются так же, как и основная продукция.

Пробники, предназначенные для демонстрации свойств продукции и не предназначенные для передачи потребителям, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию:

  • наименование, название (при наличии) и назначение (при необходимости) продукции, указанные в технических документах изготовителя;
  • наименование изготовителя (краткое, достаточное для идентификации изготовителя) и (или) товарный знак;
  • цвет и (или) тон (для декоративной косметики);
  • срок годности (указывается согласно вышеизложенным правилам);
  • номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции.


Допускается указывать данную информацию на потребительской таре или на информационном носителе, расположенном в непосредственной близости от пробника (ярлыке, листовке, брошюре и т.п.). В данном случае на потребительскую тару не требуется наносить графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11 ТР ТС 009/2011).


Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В случае, если приобретенная парфюмерно-косметическая продукция имеет недостатки (ненадлежащее качество), потребитель вправе на основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» обратиться к продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю и потребовать:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Требование о замене товара ненадлежащего качества на такой же товар надлежащего качества этой же марки (этих же модели и (или) артикула) потребитель вправе адресовать в том числе и изготовителю товара.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Необходимо помнить, что парфюмерно-косметические товары надлежащего качества по основаниям ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» обмену и возврату не подлежат.


КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).