Эксперимент по маркировке отдельных видов продукции лёгкой промышленности контрольными (идентификационными) знаками в России начался еще в 2016 году. Официально данная процедура введена в действие на основании постановления Правительства РФ от 11 августа 2016 года № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 235».

С 1 июня 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года № 270 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787» информационная система маркировки изделий из натурального меха перешла в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров «Честный знак».

Меховые изделия стали первыми товарными категориями, которых коснулась маркировка. Ранее меховой рынок был лидером по количеству нелегальных и поддельных изделий, до 2016 года около 70% шуб и манто были или сделаны из поддельного меха или были ввезены на территорию России нелегально. Это послужило отправной точкой для внедрения маркировки именно в этом сегменте рынка. Уже через год после старта проекта уровень нелегального оборота снизился в десять раз. Это позволило государству иметь знания о точном количестве меха, поступившего в реализацию, собирать больше налогов, а потребителям - получить гарантию качества и подлинности товара.


Как работает система маркировки изделий из натурального меха 

Маркировка изделий из меха происходит на этапе ввоза продукции на территорию РФ или на этапе выпуска товара в оборот с отечественных фабрик. Ранее оператором маркировки меха была ФНС РФ (Федеральная налоговая служба), сейчас оператор маркировки меха - ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

Чтобы стать участником системы маркировки, предприниматель должен не иметь долгов в ФНС, обладать усиленной электронной подписью для регистрации в личном кабинете. Также важно не забыть про членство в международной ассоциации GS1 (независимая некоммерческая организация по созданию и внедрению стандартов, оказывающая помощь компаниям во всем мире по ведению бизнеса), которая присваивает товарам коды GTIN (международный код маркировки и учёта логистических единиц, разработанный и поддерживаемый GS1). Эти коды позволяют формировать номера SGTIN (расширенные кодовые данные GTIN), которые программируются непосредственно в маркировочную метку. Выдает коды эмитент КИЗ (контрольный идентификационный знак) для шуб - Гознак. 

  • Производитель или импортер регистрируется в системе маркировки.
  • Производитель или импортер описывает свои товары на портале международной ассоциации GS1, которая присваивает товарам коды GTIN.
  • Производитель или импортер через заявление запрашивает у эмитента КИЗ коды-метки и оплачивает их.
  • Производитель или импортер устанавливает коды маркировки на товар.
  • Товар передается дистрибьютору, вся информация о его движении доступна в системе электронного документооборота после считывания кода.
  • В магазине кассир при продаже сканирует маркировку товара, система выводит код из оборота.

Перед покупкой возможно считать с контрольного знака QR-код, чтобы проверить легальность шубы или манто. 

                                                 Меховые изделия, подлежащие маркировке

Маркировке подлежат изделия из натурального меха норки, песца, кролика, зайца, лисицы, енота, нутрии и овчины. Соответствующие коды ТН ВЭД ЕАЭС:

Код ВЭД

Группа товара

4303 10 901 0

Норка

4303 10 902 0

Нутрия

4303 10 903 0

Лисица, песец

4303 10 904 0

Кролик, заяц

4303 10 905 0

Енот

4303 10 906 0

Овчина

4303 10 908 0

Прочие предметы

Таким образом, маркировке подлежит вся одежда, которая была сделана из натурального меха или имеет подкладку из натурального меха, а также изделия, к которым мех прикреплен снаружи и не является отделкой (например, на пальто с меховым воротником и манжетами - если мех используется только в качестве украшения - устанавливать КИЗ не требуется). 

Также есть меховые изделия, которые не подлежат маркировке:

  • обувь;
  • сумки, ранцы и чемоданы;
  • шапки;
  • перчатки и рукавицы;
  • игрушки;
  • спортивный инвентарь.

Не подлежат маркировке товары из меха, реализуемые в зонах беспошлинной торговли (duty-free), перевозимые по территории России под таможенным контролем, изготовленные или ввезенные для внутрихозяйственного или личного пользования.

Вся остальная продукция должна быть промаркирована в соответствии с требованиями закона. Под действие закона попадают произведенные на территории РФ шубы, ввезенные в нее, находящиеся в товарообороте, принятые на комиссию от физических лиц по договору.


Маркировка чипами меховых изделий 

 Метод маркировки, используемый для меховых изделий - радиочастотный чип, он же - метка RFID. Этот чип относится к КИЗ - контрольным идентификационным знакам, которые, в свою очередь, являются бланками строгой отчетности. В метке находится передатчик радиочастотного электромагнитного излучения, который позволяет бесконтактно проводить обмен данными (например, через считыватель RFID). RFID - Radio Frequency Identification (в переводе с английского «радиочастотная идентификация») - метод радиочастотной идентификации, технология, которая для автоматической идентификации объектов использует радиоволны.

На самом знаке напечатан используемый тип меха, уникальный номер товара, QR-код, который можно считать с помощью смартфона, чтобы проверить легальность товара. Требования к КИЗ для шуб зафиксированы в решении Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.15 № 70.

Выпускаются два типа КИЗ - длинные (25 мм x 160 мм) и широкие (53 мм x 80 мм). По типу установки можно выделить следующие виды меток:

  • вшивная (вшивается с изнаночной стороны в шов изделия, как правило, во время производства);
  • клеевая (знак на самоклеящейся бумаге, который можно прикрепить к изделию перед его реализацией);
  • навесная (знак прикреплен к одноразовой пломбе, которая навешивается на петельку или застежку).


Как выглядит RFID-метка меховых изделий 

 Идентификационный знак маркировки товаров из меха внешне похож на этикетку или ценник. Он имеет 18-значный код, состоящий из двух первых букв, обозначающих страну. В России это будет RU. Остальные цифры - это уникальный номер, выданный на конкретное изделие. В нем зашифрованы следующие данные:

  • производитель;
  • страна изготовления;
  • наименование продукции;
  • вид меха;
  • бренд (торговая марка);
  • наименование продавца (импортер);
  • номер декларации соответствия.

Метки красного цвета крепятся на импортные товары, зеленые - на произведенные в РФ. И те, и другие можно проверить, введя КИЗ маркировки на специальном сервисе «Честный знак». Для этого необходимо скачать приложение на мобильный телефон с AppStore или Google Play. Далее необходимо просто отсканировать QR-код в виде квадрата с черными точками, который также обязательно присутствует на метке.

Любые повреждения КИЗа делают его недействительным. Поэтому если маркировочных знак испортился или сломался, а товар по-прежнему находится в реализации, продавец обязан составить специальный акт и списать КИЗ в личном кабинете системы маркировки. Оставлять шубу без КИЗа тоже нельзя, в течение 17 дней необходимо получить новую RFID-метку и установить ее на место.

 

Порядок маркировки меховых изделий

Производители и импортеры обязаны промаркировать свои меховые изделия: производители - во время производства, а импортеры - при пересечении границы. Каждый чип уникален, поэтому в системе есть точная информация о количестве шуб или меховых манто, находящихся сейчас в обороте. При движении товара его путь фиксируется через электронный документооборот. Отчет о каждом шаге необходимо отправлять не позднее трех дней. 

Чтобы продавать меховые изделия с маркировкой, необходим специальный RFID-считыватель и программное обеспечение. Также производитель или импортер может заказывать метки с SGTIN-кодами. Для их считывания достаточно 2D-сканера.


Штрафы за нарушение правил маркировки меховых изделий

За реализацию немаркированного товара предусмотрена административная и уголовная ответственность. Вся продукция при этом подлежит конфискации. 

Нарушения маркировки товара наказываются штрафами в размере 5-10 тысяч рублей для должностных лиц и 20-100 тысяч рублей для юридических лиц. 

Продажа немаркированных меховых изделий также грозит штрафом. Их размер для физических лиц - от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных - от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 300 тысяч рублей. 

Уголовная ответственность наступает за те же деяния, совершенные в крупном (от 1,5 миллионов рублей) и особо крупном размере (от 6 миллионов рублей). Совершившему такое преступление грозит лишение свободы на срок до 6 лет.


КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).