pers.png

В глобальном исследовании «Потребительское расследование персонализированных цен», проведенном Consumers International и Mozilla Foundation, 97% опрошенных людей отметили некоторый уровень обеспокоенности по поводу персонализированного ценообразования. При этом отсутствие прозрачности и потенциал несправедливости подобного ценообразования были определены ими как имеющие наибольшие риски.

Consumers International указывает, что в то время как потребители по всему миру осведомлены о потенциальных рисках и преимуществах алгоритмического персонализированного ценообразования, этот тип непрозрачного онлайн-ценообразования вызывает опасения и недоверие на цифровом рынке. Защитники прав потребителей призывают к немедленным действиям со стороны регулирующих органов и бизнеса для повышения прозрачности и предотвращения несправедливости в таких алгоритмических практиках.

reet.png

Consumers International указывает, что Tinder – это всего лишь одна из многих компаний, использующих технологии для взимания разных цен для разных людей. Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, насколько распространена эта практика, так как потребители обеспокоены тем, что технология, используемая для назначения цен отдельным пользователям, может нанести еще больший вред, если ее безответственно использовать в основных услугах, которые имеют доступ к расширенным данным, таким как страхование, коммунальные услуги или даже здравоохранение.

Consumers International отмечает, что они не призывают к запрету персонализированного ценообразования. Фактически, персонализированное ценообразование может быть использовано в интересах потребителей — например, когда оно реализуется, чтобы помочь тем, кто менее способен платить, получить доступ к товарам и услугам. Однако для того, чтобы это отвечало интересам потребителей, это должно быть сделано прозрачно, с надлежащим регулированием и гарантиями для предотвращения дискриминации.

Но во многих случаях способ расчета персонализированного ценообразования совершенно непрозрачен и потребители не рады этому. 76% высказались за повышение прозрачности в отношении того, как их личные данные используются и распространяются.

В России технология персонализированных цен на товары и услуги, в том числе и персонализированных процентных ставок по кредитам, также достаточно распространена. Таким образом, проведенное Consumers International исследование в том числе, но не ограничиваясь делом Tinder, касается и Российских потребителей.

Исследование, проведенное Consumers International, завершается набором рекомендаций для предприятий и политиков, для разработки гарантий того, чтобы персонализированное ценообразование всегда учитывало права и потребности потребителей.

Рекомендации включают в себя следующее:

1. Физические лица имеют право знать, применяется ли и как применяется персонализированное ценообразование. Правительства и регулирующие органы должны установить и обеспечить необходимость такой прозрачности.

2. Потребители должны иметь возможность легко получить доступ к информации о том, как используются их данные, и иметь возможность отказаться от персонализированных схем ценообразования.

3. Предприятия должны быть ответственны за то, чтобы любые персонализированные алгоритмы ценообразования не нарушали права потребителей, и быть в состоянии предложить прозрачность регулирующим органам, чтобы их практика могла быть проверена и законы соблюдались.

 zak.png

Статья подготовлена по материалам: www.consumersinternational.org

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).