О гарантийных обязательствах на потребительские товары, договоре дополнительного сервисного обслуживания и договоре страхования имущества

garant_300px.jpgВ соответствии со статьей 6 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок.

Гарантийный срок (гарантия на товар) – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона.

 На основании положений статьи 7 Закона продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

На основании пункта 2 статьи 19 Закона гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ, исходя из климатических условий.

В случаях, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара потребителю. Если день передачи товара определить невозможно, исчисление гарантийного срока происходит со дня заключения договора купли-продажи.

Пункт 3 статьи 20 Закона указывает на продление гарантийного срока на период времени, в течение которого товар не использовался, из-за устранения в нем недостатков. При замене товара гарантийный срок начинает течение заново со дня передачи товара потребителю на основании пункта 2 статьи 21 Закона.

Изготовитель и продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного ими гарантийного срока (дополнительное обязательство) в соответствии со статьей 4 Закона.

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

Изготовитель и продавец несут ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 18 Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства – в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона.

Данное обязательство не нужно путать с договором на дополнительное сервисное обслуживание (ДСО), который юридически и фактически является договором оказания платных услуг.

ДСО – это договор возмездного оказания услуг, при котором исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 Гражданского кодекса РФ).

Однако, прежде чем заключить договор ДСО, нужно внимательно ознакомиться с его условиями. Данный договор может не оправдать ожиданий потребителя – не содержать тех гарантий, о которых говорит продавец. Зачастую подобные договоры предусматривают неоднократный ремонт товара, и в отличие от гарантийного ремонта не содержат лояльных условий для потребителя (например, на период ремонта товара не предоставляется аналогичный товар, обладающий сходными основными потребительскими свойствами). По договору ДСО, как правило, предусмотрен больший срок для устранения недостатка, чем по Закону, также срок по договору ДСО не продлевается на период ремонта.

При заключении договора ДСО нужно обратить внимание, чтобы срок его действия начинался после истечения гарантийного срока, в противном случае смысла в его заключении практически нет.

На основании статьи 32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора ДСО в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. При этом исполнитель должен документально подтвердить именно фактические расходы, понесенные по договору ДСО с конкретным потребителем.

Нередко под видом договора на ДСО либо соглашения о дополнительном гарантийном обязательстве исполнитель заключает договор страхования товара, а потребитель, не читая, подписывает такой договор.

Договор страхования товара – это договор имущественного страхования при котором одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (статья 929 Гражданского кодекса РФ).

Договор страхования заключают с целью страхования ущерба, который может быть причинен товару в результате его гибели, повреждения, утраты и других обстоятельств. То есть страхование необходимо для защиты на тот случай, если произойдет какое-то событие, способное причинить вред купленному товару, – страховой случай.

Заключая данный договор, нужно внимательно ознакомиться и проанализировать условия страхования на предмет наступления страхового случая, то есть в каких случаях будет выплачено страховое возмещение, а в каких случаях велика вероятность отказа. При этом нужно просчитать, возможно ли выполнить условия договора. В противном случае потребитель рискует тем, что в выплате страхового возмещения ему может быть отказано. Следует обратить внимание на перечень документов, которые может затребовать страховщик при наступлении страхового случая. Этот перечень должен быть исчерпывающим. Отсутствие исчерпывающего перечня может стать причиной для отказа в выплате страхового возмещения или сокращения его размера, поэтому необходимо обезопасить себя на этот случай.

Бывает, что страховщики иногда ссылаются на то, что произошедшее событие не является страховым случаем. И в ряде случаев суды не признают событие страховым случаем, если оно в соответствии с договором страхования не покрывается страховой защитой.

Подписывать договор страхования следует только в том случае, если все условия устраивают.

Важно помнить, что от договора страхования можно отказаться в течение 14 дней с момента его заключения на основании Указания ЦБ РФ от 20 ноября 2015 года № 3854-У.  Страховщик обязан вернуть денежные средства в полном объеме, если договор страхования не вступил в действие, либо пропорционально неиспользованному времени, если отказ произошел в период действия договора. Эти 14 дней называются «периодом охлаждения».

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).