Как классифицируются гостиницы в Российской Федерации, и кто следит за их соответствием присвоенному классу?

Без имени-1.jpg

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц», действующее до 31 декабря 2026 года (далее – Положение).

Данный документ устанавливает порядок классификации гостиниц, порядок принятия решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы, приостановления или прекращения действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, виды гостиниц, категории гостиниц, требования к категориям гостиниц. В нем отражены форма свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака о присвоенной гостинице категории, а также порядок представления аккредитованной организацией в Федеральное агентство по туризму сведений о классифицированных гостиницах, содержащихся в сформированном перечне классифицированных ею гостиниц, и копий свидетельств о присвоении гостиницам определенных категорий.

К гостиницам не относятся и классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и/или организаций, входящих в их структуру, кемпинги, общежития и иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.

Для целей классификации все виды гостиниц классифицируются по системе звезд, в которой предусмотрено 6 категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд».

Положение распространяет свое действие на следующие виды гостиниц:

а) городская гостиница (отель) – вид гостиниц, расположенных в городе, не обладающих признаками гостиниц в указанных ниже подпунктах «б» – «з»;

б) гостиница, расположенная в здании, являющемся объектом культурного наследия, и/или выявленным объектом культурного наследия, и/или объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения, – вид гостиниц, имеющих в силу этого ограничение при проведении реставрации и ремонтных работ;

в) курортный отель, санаторий, дом отдыха, центр отдыха, пансионат – вид гостиниц, которые расположены в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах, оказывающих помимо гостиничных услуг комплекс дополнительных услуг оздоровительного характера, в том числе с использованием лечебных природных ресурсов;

г) апарт-отель – вид гостиниц, номерной фонд которых состоит из номеров категорий «студия» и «апартамент»;

д) комплекс апартаментов – вид гостиниц, расположенных в одном или нескольких зданиях (корпусах, строениях), объединенных одной территорией, или в части здания, с номерным фондом, состоящим из номеров различных категорий с кухонным оборудованием и санузлом (душ и/или ванная, туалет);

е) мотель – вид гостиниц, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги или придорожных полос автомобильных дорог, с автостоянкой, вход в номера которых может быть осуществлен с улицы (с места парковки автомобиля);

ж) хостел – вид гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе многоместные номера (но не более 12 мест в одном номере), с возможностью предоставления проживающим как номера целиком, так и отдельных мест, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для приема пищи и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, с санитарными объектами, расположенными, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и/или кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги;

з) загородный отель, туристская база, база отдыха – вид гостиниц, расположенных в сельской местности, в горной местности, в лесу, на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.

Положением устанавливаются следующие категории гостиничных номеров, требования к которым представлены в приложениях № 1 и 2:

  • номера «высшей категории». К ним относятся номера категорий «сюит», «апартамент», «люкс», «джуниор сюит», «студия»;

  • номера «первой категории» (стандарт);

  • номера «второй категории»;

  • номера «третьей категории»;

  • номера «четвертой категории»;

  • номера «пятой категории».

В 2020 году гостиничная отрасль перешла из подчинения Минэкономразвития России в Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). В данный момент участниками классификации гостиниц являются: Ростуризм, совет по классификации и комиссия по апелляциям при Ростуризме, аккредитованные организации и заявители.

В случае получения информации о несоответствии гостиницы требованиям присвоенной категории комиссия по апелляциям информирует об этом аккредитованную организацию, выдавшую свидетельство, которая в течение 30 дней со дня получения информации от комиссии по апелляциям осуществляет проверку соответствия гостиницы требованиям присвоенной категории и представляет в комиссию по апелляциям ее результаты.

В случае, когда на момент получения указанной информации в комиссию по апелляциям поступили жалобы о нарушении прав потребителей при предоставлении гостиничных услуг в связи с несоответствием гостиницы требованиям присвоенной категории, проверку соблюдения требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг по обращению потребителей, чьи права нарушены, осуществляет Ростуризм.

При выявлении в гостинице несоответствий требованиям присвоенной категории аккредитованная организация составляет об этом акт с указанием имеющихся несоответствий и мероприятий по их устранению в срок не более 90 дней. На время выполнения мероприятий по устранению выявленных несоответствий аккредитованная организация приостанавливает действие свидетельства.

 

Действие свидетельства приостанавливается в следующих случаях:

а) выявление недостоверной информации в документах;

б) выявление несоответствия гостиницы и/или гостиничных услуг требованиям к указанной в свидетельстве категории гостиницы, установленным Положением, по итогам проверки, проведенной на основании жалобы потребителя гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица Федерального агентства по туризму о нарушении требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности, либо в соответствии с пунктом 34 Положения.

Гостиница в течение срока приостановления действия свидетельства вправе продолжить предоставление гостиничных услуг с обязательным информированием потребителей о приостановлении действия свидетельства. При этом гостиница обязана устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия свидетельства, в срок, указанный в акте.

Сведения о приостановлении действия свидетельства публикуются на официальном сайте Федерального агентства по туризму в сети «Интернет».

Аккредитованная организация прекращает действие свидетельства, если обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия свидетельства, не устранены в срок.

Гостиницы, которым присвоена категория, обязаны применять информационный знак о присвоенной категории, параметры которого предусмотрены Положением. Знак категории размещается на доступном для обозрения месте на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа в здание, строение, сооружение или помещение, или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится гостиница. Знак категории в электронном виде размещается на официальном сайте гостиницы в сети «Интернет» (при наличии).

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).