Избыточно требовать с потребителя копию паспорта при перерасчете за коммунальные услуги

gerb.pngАрбитражный суд Уральского округа в одном из споров (Постановление АС Уральского округа от 31 марта 2022 г. № Ф09-1630/22) посчитал, что пункты 92-93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, устанавливают закрытый перечень документов, которые потребитель должен представить для перерасчета платы за коммунальные услуги, и этот перечень не включает в себя документы, удостоверяющие личность. Следовательно, законодательством не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю документы (их копии), удостоверяющие личность, в том числе для снятия их копий. А требование с потребителей документов, не являющихся обязательными при произведении перерасчета за потребляемые услуги, является недопустимым.

Суд также указал, что предоставление документа, удостоверяющего личность, не является необходимым для надлежащего исполнения действующего договора по предоставлению коммунальной услуги. Суд посчитал, что согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Представление потребителем паспорта возможно для удостоверения его личности.

В свете вышеуказанного судебного решения напоминаем, что Госдума 20.04.2022 года в 3 чтении приняла Законопроект № 1184356-7 «О внесении изменения Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», направленный на защиту потребителей от необоснованного сбора их персональных данных, а также на защиту потребителей от включения в договоры условий, навязывающих дополнительные товары или услуги. 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).