Новый законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси

В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 121564-8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Без имени-7.jpgЗаконопроект предусматривает создание реестра перевозчиков и реестра легковых такси, обязанность службы заказа легкового такси предоставлять ФСБ России доступ к базам данных обработки и передачи заказов, регулирование вопросов ответственности служб заказа за ущерб, причиненный в результате ДТП, возможность получения разрешения на работу в такси самозанятым гражданам, а также ряд других нововведений и изменений.

Законодатели считают, что конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легкового такси, допуск физических лиц - самозанятых к перевозкам легковыми такси позволит создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования легковым такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в этой сфере.

Анализ правоприменительной практики, обусловивший необходимость изменения правового регулирования, показал, что за последние годы в Российской Федерации произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

Согласно Аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке услуг по оказанию информационного взаимодействия пассажиров и водителей такси, представленному 5 апреля 2021 г. ФАС России, рынок такси растет только за счет роста заказов такси через приложения (соотношение на I квартал 2019 г. составило 78% - приложения, 21,5% - телефон и 0,5% - сайт в сети «Интернет»), что обусловлено рядом факторов:

· рост проникновения смартфонов в регионах;

· удобство заказа и низкие цены на поездки;

· сокращение времени подачи машины;

· переход таксопарков на работу с крупными службами заказа легковых такси (далее - агрегатор) и сокращение или отказ от собственных диспетчерских служб;

· рост количества машин и водителей за счет привлечения водителей «для подработки».

Соотношение способов заказов у агрегаторов неодинаковое и зависит от стратегии агрегатора (таксопарка) и ситуации в субъекте Российской Федерации, где он работает. Вследствие перетока пассажиров к агрегаторам традиционные таксопарки перешли на взаимодействие с агрегаторами, существенно снизив или прекратив работу собственных диспетчерских, что способствовало росту долей федеральных агрегаторов: практически все небольшие участники рынка являются партнерами «Яндекс.Такси», некоторые обеспечивают подключение водителей также к Gett, Uber, «Максим», «Ситимобил».

В то же время законодательством не урегулирована деятельность служб заказа легковых такси, в том числе агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами.

Кроме того, исходя из положений Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», могут осуществлять перевозки пассажиров и багажа. Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевозка пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что одним из факторов роста рынка является рост количества машин и водителей за счет привлечения водителей «для подработки», установление легальной возможности для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси представляется актуальной задачей.

В целях урегулирования правовой коллизии между Налоговым кодексом Российской Федерации и отраслевым законодательством проектом федерального закона предусмотрено установление возможности получения разрешения самозанятыми физическими лицами.

Не менее важной задачей является урегулирование вопроса об ответственности службы заказа легкового такси за реальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке пассажиров и багажа легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа легкового такси.

В настоящее время службы заказа легкового такси настаивают на исключительно информационно-посредническом характере отношений между службой заказа легкового такси, перевозчиком легкового такси и пассажиром, что позволяет считать службу заказа легкового такси лишь площадкой для совершения сделок (в данном случае - для заключения договора фрахтования) и не включает его в число лиц, ответственных за качество такой перевозки и (или) причиненный при ее осуществлении вред.

Вместе с тем в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2018 г. по делу № 5-КГ17-220 предлагается установить ответственность службы заказа легкового такси перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если он заключил договор фрахтования от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-пассажира могло сложиться мнение, что договор фрахтования заключается непосредственно с ним.

Росту рынка такси сопутствует увеличение количества водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, что в отсутствии современных механизмов контроля приводит к снижению безопасности перевозок и создает необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля, в том числе с использованием цифровых технологий.

Действующая модель государственного регулирования рынка такси требует изменений, обусловленных указанными реалиями развития этого рынка и необходимостью законодательно зафиксировать права и обязанности служб заказа легкового такси в сформировавшихся условиях.

Проект федерального закона устанавливает обязательные требования к:

1) перевозчикам легковыми такси (статья 11 проекта федерального закона), в том числе о том, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации к перевозчику легковым такси могут быть установлены требования о передаче таким перевозчиком легковым такси органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в региональную или муниципальную информационную систему сведений о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси;

2) легковому такси (статья 9 проекта федерального закона), в том числе к наличию устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя легкового такси и таксометра.

Также предусматривается, что законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

3) водителю легкового такси (статья 12 проекта федерального закона), в том числе перечень оснований для запрета допуска лица к управлению легковым такси.

Проектом федерального закона определяются существенные условия договора по обеспечению осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (статья 13 проекта федерального закона), то есть договора, в соответствии с которым физическое лицо - самозанятый вправе получить во владение легковое такси.

К существенным условиям отнесены, в частности, обеспечение физическим лицом - самозанятым прохождения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителя легкового такси, проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, представление в региональную или муниципальную информационную систему информации об обеспечении прохождения указанных мероприятий и уведомление о предоставлении в пользование заказчику конкретного легкового такси.

Также отметим, что документ предполагает внесение изменений и в другие нормативно-правовы акты: в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (статья 31 проекта федерального закона) и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (статья 33 проекта федерального закона).

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).