О развитии информационных ресурсов в сфере защиты прав потребителей, просвещении и образовании потребителей

В 2021 году основная работа в области развития информационных ресурсов в сфере защиты прав потребителей, их просвещения и образования была сосредоточена в рамках реализации комплексного информационно-просветительского проекта Роспотребнадзора «Здоровое питание» (далее – Проект), который явился стратегическим направлением реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья».

Целями проекта является снижение доли граждан, страдающих ожирением, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, внедрение принципов здорового питания среди россиян, повышение осознанности населения в вопросах питания, развитие у населения знаний прав потребителя и понятия «качество и безопасность продукции».

Задачи проекта сосредоточены на следующем:

– закрепление в сознании потребителя информации о том, что здоровое питание – это Просто-полезно-доступно. Продвижение культуры потребления здоровых национальных продуктов;

– создание у потребителя четких представлений о полезной и вредной пище, развенчание мифа о дороговизне и недоступности здорового питания;

– формирование и продвижение полноценного и доступного рациона здорового питания для всех групп населения. Просвещение;

– повышение информированности граждан о том, что потребительская корзина содержит все необходимые продукты для здорового питания.

Проведенные в 2019 году исследования показали:

– 60,8 % населения России интересуются вопросами здорового питания;

– 40 % хотели бы иметь возможность получать бесплатные рекомендации специалистов в онлайн-режиме;

– 20 % россиян согласились принять участие во всероссийском проекте, посвященном теме здорового питания.

Итогом реализации проекта «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» в 2019 году явились следующие результаты:

– создание и старт работы ключевой платформы проекта – портала здоровоепитание.рф;

– реализация партнерских проектов с ВГТРК («Доброе утро» на канале «Россия24») с РИА Новости («Выбери с Роспотребнадзором»);

– публикация 16 тематических полос по ключевым темам проекта в печатных изданиях «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты»;

– создание серии мультфильмов «Мимимишки» – анимационных видео с популярными мультгероями канала «Россия-1», посвященных правилам здорового питания для дошкольников;

– создание рекламных видеороликов о проекте «Здоровое питание».

Это позволило обеспечить совокупный охват аудитории более 30 млн человек.

В 2020 году в самом начале пандемии в период неопределенности и повышенной тревоги у россиян Роспотребнадзор инициировал исследование «Национальный индекс тревожности». По результатам исследования в целом главный тренд 2020 года – повышение интереса людей к своему здоровью, в том числе к здоровому питанию как к возможности лично контролировать и отвечать за себя и здоровье своей семьи.

Анализ более 1,6 млн постов в соцсетях и более чем 400 тысяч материалов в СМИ позволил сделать следующие выводы.

Более 76 % респондентов интересуются тематикой здорового питания, воспринимая этот вопрос как лично значимый. Торговые сети фиксируют рост внимания потребителей к теме здорового питания. Лидерство государства как субъекта темы здорового питания определяется реализацией различных программ и проектов, заложенных в паспорта нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография».

В 2020 году запущены специальные разделы сайта здоровое-питание.рф – «Школа здорового питания» и «Книга рецептов», отвечающие на вопросы аудитории о простых правилах здорового питания, дающие полезные рекомендации и советы, то есть содержащие доступную информацию для применения на практике (рис. 1.1, 1.2).

Совокупный охват аудитории мероприятий 2020 года, в т. ч. на портале здоровоепитание.рф в 2020 году, составил более 30 млн человек. Публикации в СМИ – более 1500 публикаций по теме здорового питания в крупнейших федеральных СМИ: Комсомольская правда, АиФ, Российская газета, РИА Новости, ТАСС, Газета.ru, Лиза, Здоровье и другие.

Стартовала партнерская программа по популяризации проекта «Здоровое питание» – с группой «Черкизово», X5 Group, Национальным союзом мясопереработчиков и другими партнерами проекта реализовано 8 проектов с суммарным охватом в более 1 млн человек.

   img-1.png

img-2.png

img-3.png

Также в 2020 году был начат кросс-платформенный партнерский проект с ИД «Комсомольская правда»: специальный тематический раздел на сайте kp.ru, трансляции на сайте и страницах «КП» в соцсетях, публикации в газете, видеоинтервью на страницах «КП» в соцсетях, тематические эфиры на радио «КП», радиомарафон «День здорового питания», онлайн-конференции с участием звезд и представителей экспертного сообщества. Суммарный охват аудитории – более 15 млн человек.

Пилотные выпуски новой программы на телеканале «Россия-1» «ФОРМУЛА ЕДЫ – ЛУЧШЕЕ В РОССИИ» стали лидерами по количеству просмотров по данным панельных телеизмерений «Mediascope Россия». Страницы «здоровое питание» в социальных сетях позволили привлечь внимание к материалам Проекта более 10 млн человек. Это оказался один из самых востребованных форматов доставки контента о здоровом питании потенциальным целевым аудиториям. Динамика роста подписчиков с момента создания составила почти 300 %.

В 2021 году основной задачей проекта было добиться его расширения и развития в условиях пандемии по основным трендам и ожиданиям потребителей.

 img-4.png

В 2021 году на портале здоровое-питание.рф создана полноценная библиотека верифицированной информации (рис. 1.4).

img-5.png

Одним из наиболее показательных результатов 2021 года стало изменение отношения к здоровому питанию в позитивную сторону у трети жителей РФ за период реализации проекта. Итоги исследования подчеркнули важную роль разъяснительно-просветительской работы Роспотребнадзора и проекта «Здоровое питание» в динамике приверженности ЗОЖ и здоровому питанию среди россиян (рис. 1.5).

img-6.png