Памятка по рассмотрению споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг

Лица, обязанные обращаться за разрешением спора к финансовому уполномоченному

 Ø  Потребитель финансовых услуг - физическое лицо, являющееся стороной договора или лицом, в пользу которого заключен договор, либо которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - потребитель).

Ø  Лицо, к которому перешли права требования потребителя к финансовой организации (ч. 2 и 3 ст. 2 Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее - Разъяснения ВС РФ от 18.03.2020 г.)

 

Круг споров, рассматриваемых финансовым уполномоченным 

Ø  Требования потребителей о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 000 руб., за исключением требований о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды.

Ø  Требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО (независимо от размера требования).


Указанные требования рассматриваются финансовым уполномоченным при условии, что со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Этот срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным, если он был пропущен по уважительным причинам.

В том случае, если условиями страхования имущества или гражданской ответственности предусмотрено осуществление страхового возмещения в натуральной форме, требования потребителей об организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества (например, поврежденного автомобиля) по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско также относятся к компетенции финансового уполномоченного с учетом приведенных выше общих положений.

 

Примечание. Потребитель вправе заявить перечисленные требования в судебном порядке лишь после их рассмотрения финансовым уполномоченным, а также в случае непринятия уполномоченным решения в установленный срок, отказа в принятии обращения к рассмотрению или прекращения рассмотрения обращения по предусмотренным законом основаниям (ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19, ст. 25 Разъяснения ВС РФ от 18.03.2020 г.).

 

Порядок обращения к финансовому уполномоченному

 

ШАГ 1: До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую организацию заявление, содержащее его требование.

Заявление направляется на бумажном носителе или в электронном виде и может быть составлено в произвольной форме или по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного. В заявлении, связанном с ненадлежащим исполнением страховщиком договора ОСАГО, должны быть указаны сведения, перечисленные в п. 5.4 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Разъяснения ВС РФ от 18.03.2020 г.).


Действие Закона № 123-ФЗ во времени

 

Разъяснения ВС РФ от 18.03.2020 г.).


[1] В отношении решений, принятых в период с 30.03.2020 по 30.04.2020, этот срок исчисляется с 06.05.2020

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).