В какой суд подавать исковое заявления против банка?

В случае если мирно разрешить конфликтную ситуацию с банком не удалось, например кредитная организация отказала в возврате неправомерно списанных средств, излишне начисленного процента или комиссии, а также в случае кражи со счета единственный эффективный способ добиться справедливости - это обратиться в суд.

У клиента есть выбор, в какой именно суд общей юрисдикции идти - по месту жительства или там, где находится ответчик, т. е. банк.

Юристы рекомендуют обращаться в свой суд и вести дело «на своей территории», т. к. полагают, что представители ответчика имеют хорошо налаженные контакты с сотрудниками судебных органов по месту регистрации кредитной организации. Именно там они бывают достаточно часто, добиваясь возврата непогашенных кредитов и пр. Свидетельство этому тот факт, что, как правило, ответчики-банки на первом же заседании оспаривают подсудность дела и просят суд перенаправить иск по месту своего нахождения.

При этом они часто ссылаются на договор с клиентом, в котором часто прямо указано, какой суд должен рассматривать разногласия.

В случае если суд удовлетворит эту просьбу, клиенту рекомендуется подать частную жалобу в высшую инстанцию, сославшись при этом на ряд законов:

п. 2 ст. 17 закона «О защите прав потребителей» гласит, что «иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту жительства»;

ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что «иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в суд по месту жительства или пребывания истца».

Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 также подтвердило, что «в силу ч. ч. 7, 10 ст.29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу».

При этом следует учитывать, что пункты договора, лишающие клиента права обратиться в суд по месту жительства, неправомерны на основании ст. 16 закона «О защите прав потребителей», т. к. «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62