Как продавцы толкают потребителей на мошенничество в сфере кредитования

Без имени-3.jpgВ Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» участились обращения граждан по поводу приобретения ими дорогостоящих товаров и услуг в кредит.

Как правило, потребители посредством телефонного звонка (вручения рекламного буклета) получают приглашение на участие в розыгрыше призов либо презентацию уникального товара. При этом подчеркивается, что это «совершенно бесплатно», необходим лишь паспорт. Путем различных манипуляций (уговоры, убеждения, давление) потребителей склоняют к заключению договора купли-продажи дорогостоящего товара либо оказания дорогостоящих услуг. Поскольку стоимость таких товаров и услуг исчисляется десятками тысяч, а иногда и сотнями тысяч рублей, люди идут на то, чтобы заключить кредитный договор, тем более, что в банк идти не нужно, все делается в месте проведения розыгрыша или презентации. Нередко целевой аудиторией такого одурачивания в основной своей массе являются пенсионеры, у которых небольшая пенсия, соответственно, кредит из-за высокого риска невозврата могут не выдать. Тогда продавцы, использующие агрессивное навязывание товара (услуги), призывают потребителей указать завышенную пенсию (заработную плату), а иногда и сами увеличивают её в разы, пользуясь тем, что потребители подписывают документы, в том числе и заявление на выдачу кредита, не читая. Таким образом, потенциальные заемщики предоставляют ложные сведения кредитору, даже не осознавая, чем это может им грозить.

Пока заемщик исправно возвращает кредитные деньги, у банка, как правило, не возникает к нему вопросов. Однако нередки ситуации, когда человек хочет вернуть товар (отказаться от услуги) и просит продавца (исполнителя) вернуть денежные средства, но продавец (исполнитель) отказывают ему в этом, тогда потребитель считает себя вправе не платить и банку, что является распространенным заблуждением.

В этом случае банк вправе уступить право требования по кредиту третьим лицам (коллекторским организациям), поскольку такое право банка указано в кредитном договоре, а также обратиться в суд и в правоохранительные органы. Задача последних – усмотреть либо не усмотреть в действиях потребителя деяния (завладение денежными средствами банка путем обмана с целью их не вернуть), попадающие под статью ст. 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «Незаконное получение кредита или займа», или ст. 159.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – «Мошенничество в сфере кредитования».

Наказание злостному неплательщику за подобное будет зависеть от особенностей получаемого кредита, а также тяжести сфальсифицированных данных.

Административное наказание предусмотрено в виде наложения штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей.

По уголовной статье предусмотрены следующие виды наказания:

  • денежный штраф до 120 000 рублей;

  • денежный штраф в размере годового дохода должника;

  • ограничение свободы до 2-х лет;

  • арест до 4-х месяцев;

  • обязательные работы до 360 часов;

  • принудительные работы до 2-х лет;

  • исправительные работы до 1 года.

Консультационный центр для потребителей предупреждает о необходимости внимательного прочтения документов при оформлении кредитного договора при его подписании и призывает отказаться от его подписания, если продавцом или сотрудником банка в него внесены недостоверные сведения, даже если данные действия продавец или сотрудник банка якобы осуществил из благих побуждений, направленных на одобрение кредита.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).