Цифровая безопасность населения: от повышения цифровой грамотности, кибергигиены до глобальных стратегий

В 2022 году тема Всемирного дня прав потребителей — «Справедливые цифровые финансовые услуги». В этой связи поднимается много вопросов в области кибербезопасности. Тема кибербезопасности весьма и весьма обширна. В данной статье мы рассмотрим, где потребитель может ознакомиться со схемами и реальными историями мошенничества, а также познакомится с нормативными документами, призванными улучшить грамотность и защиту прав нанесения в области цифровой безопасности, в т.ч. финансовой.

fingram.pngИтак, ознакомиться со статьей «Истории о мошенничестве — грабли, на которые лучше не наступать» можно на сайте портала Финансовая культура.



fingram_2.pngПолучить полезную информацию о том, как  защититься от кибермошенников, на чем играют мошенники, чтобы выманить нужную им информацию и многие другое можно в разделе «Информационная безопасность» на сайте Центрального Банка Российской Федерации.


В начале 2021 года Президент РФ поручил Правительству РФ и Совету по правам человека разработать проект концепции обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве и проект плана мероприятий по реализации этой концепции, включающего меры по повышению цифровой грамотности граждан РФ и их обучению навыкам информационной безопасности и цифровой гигиены (подп. «г» п. 3 перечня поручений Президента РФ от 28 января 2021 г. № Пр-133).

О необходимости повышения цифровой и финансовой грамотности сейчас говорится так же часто, как о непосредственно цифровизации. В связи с этим нельзя не упомянуть о предполагаемом запуске программы кибергигиены и повышения грамотности широких слоев населения по вопросам информационной безопасности – Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2022 г. № 94 утверждены критерии отбора организации, которая будет реализовывать эту программу, и правила предоставления ей субсидий из федерального бюджета на эти цели.

В прошлом году Банк России призвал кредитные организации усилить информационную работу с клиентами в целях противодействия несанкционированным банковским операциям – в том числе посредством их прямого предупреждения о недопустимости сообщения посторонним лицам сведений, которые могут быть использованы для перевода денежных средств без согласия их владельца: персональных данных, информации о банковской карте, паролей из СМС, секретных слов и т. д. (Методические рекомендации Банка России от 19 февраля 2021 г. № 3-МР). В частности, банкам рекомендовано использовать способы информирования, позволяющие обеспечить максимальный охват: не менее 80% клиентов – физических лиц, доступное восприятие доводимой информации (особое внимание предлагается уделять доступности информационных материалов для лиц с ограниченными возможностями здоровья) и контроль эффективности ее использования клиентами.

Так, на постоянной основе, как предполагается, информация о мошеннических рисках должна размещаться в приложениях дистанционного банковского обслуживания, на экранах банкоматов (с приоритетом соответствующей заставки при ротации), на официальном сайте банка – например, в специальном разделе о противодействии несанкционированным операциям с постоянным анонсированием данного раздела на главной странице сайта (в пределах первого экрана). Соответствующие материалы, в том числе в печатном в виде, рекомендуется размещать в помещениях офисов кредитной организации и во всех местах обслуживания клиентов. Кроме того, тему защиты от мошенничества согласно рекомендациям следует включать и в рекламные материалы кредитной организации. Информирование также рекомендуется осуществлять при звонках клиентов в колл-центр банка, а СМС-рассылки, охватывающие не менее 80% клиентов, делать не реже раза в квартал. Эффективность реализуемых мероприятий должна оцениваться регулярно – не реже чем раз в полгода.

Также отметим, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400) выделяет развитие безопасного информационного пространства и защиту российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия в качестве одного из национальных интересов России. Документом устанавливается также перечень задач, решение которых позволит обеспечить информационную безопасность граждан, общества и государства (п. 57 Стратегии).

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).