Работа эпидемиологов в годы Великой Отечественной войны

Важнейшей задачей, которая стояла перед эпидемиологами, явилась обеспечение эпидемиологического благополучия войск и предупреждения распространения инфекционных заболеваний среди населения в тылу.

2 февраля 1942г. было утверждено постановление Наркомздрава «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». В постановлении предусматривались выполнение следующих мероприятий:

1.провести расстановку врачей-эпидемиологов, бактериологов, санитарных врачей в связи с осложнившейся эпидемической ситуацией;

2.обеспечить поголовную иммунизацию против острых кишечных инфекций в крупных населенных пунктах, а также подготовить иммунизацию призывных контингентов населения;

3.обеспечить своевременную диагностику и быструю госпитализацию больных эпидемическими заболеваниями, создать при районных здравотделах и эпидотделах подвижные эпидемиологические отряды, оснащенные средствами для быстрой санитарной обработки людей, одежды и имущества в эпидемических очагах.

4. усилить внимание по контролю за наличием инфекционных заболеваний на крупных железнодорожных станциях и на этапах эвакуации.

В результате всех этих мер, в первый период войны инфекционная заболеваемость находилась на невысоком уровне. Регистрировались лишь спорадические случаи дизентерии, малярии, брюшного тифа. Так, к началу 1943г. инфекционные заболевания на фронтах за счет заноса из тыла страны составили лишь 3%, а в 1944г. - 1,2%.

Когда Красная Армия перешла к наступательным операциям и освобождению территории страны от фашистской оккупации, возникла опасность заноса в войска инфекционных заболеваний, в первую очередь сыпного тифа. Распространению сыпного тифа способствовало и то, что неприятель, перед сдачей населенных пунктов, распускал из специально созданных лагерей военнопленных солдат, больных сыпным тифом или зашивленных. Это была одна из диверсий фашистов. В связи с ростом заболеваемости сыпным тифом в воинских подразделениях начала расширяться сеть отрядов и учреждений банно-прачечного характера. Большую роль в недопущении массового распространения сыпного тифа сыграли отечественные ученые, создавшие противосыпнотифозную вакцину.

В этих условиях главные усилия эпидемиологов направлялись на организацию санитарно-эпидемиологической разведки. Получила признание санитарно-эпидемиологическая разведка «впереди войск». Необходимо было собрать сведения о санитарном состоянии и заболеваемости среди населения, места расположения концентрационных лагерей, лагерей военнопленных - коечный фонд, запасы медикаментов, ближайшие источники водоснабжения. Добытые сведения использовались при составлении плана противоэпидемических мероприятий. Войсковая санитарно-эпидемиологическая разведка проводилась на всей территории от переднего края до тылов дивизии всем медицинским составом подразделений, частей и соединений (санитарный инструктор в роте, фельдшер в батальоне, врач в полку и дивизии).

Основная масса больных в воинских частях приходилась на дизентерию - 66,02%, на втором месте стоял сыпной тиф - 26,14%, на третьем - брюшной тиф - 7,3%. Однако заболеваемость дизентерией к концу войны начала резко сокращаться.

Иную картину представляла заболеваемость брюшным тифом и паратифами. К концу войны число заболевших в 1,6 раза было больше по сравнению с 1941 годом. Но это объясняется военными действиями, происходившими на территории Польши и Германии, где наблюдались значительные эпидемии этих заболеваний.

Эпидемическая ситуация осложнилась в 1944г., когда советские войска пересекли границу СССР и начали освобождать ряд европейских стран, в том числе Румынию, Польшу, Чехословакию и Германию. Эпидемиологам пришлось столкнуться с заболеваниями, которые практически не регистрировались на территории Советского Союза. Это дифтерия и полиомиелит, скарлатина и эпидемические гепатиты. Беспокойство вызывали сибирская язва, бешенство. Чтобы не допустить эпидемий в войсках, решено было усилить переподготовку медицинских кадров, уделить особое внимание санитарной разведке. Было приказано в крупных городах создавать санитарно-эпидемиологические станции, а на эпидемиологов возложить задачи по выявлению и изоляции больных. Обстановка войны привела к активизации природных очагов ряда заболеваний, среди них важное значение имели очаги туляремии (Западный, Донской фронты), на Волховском фронте появились очаги клещевого энцефалита, на ряде фронтов - очаги лептоспироза. На Дальневосточном театре военных действий приходилось считаться с природными очагами чумы.

Особенное внимание в этот период было обращено на совершенствование форм санитарно-эпидемиологической разведки и проведение мероприятий в местах размещения и действия войск. Повышалась значимость принципа «лечения инфекционных больных на месте» и проведения противоэпидемических мероприятий среди военнопленных, а в конце войны разрабатывались действия среди репартируемого населения. Для сохранения благоприятной санитарно-эпидемической обстановки большое значение имели разработанные отечественными учеными вакцины против туляремии и столбнячный анатоксин.

Данные о низком уровне заболеваемости в годы войны свидетельствуют о том, что система санитарно-эпидемиологической службы в армии полностью оправдала себя и намного превосходила аналогичную службу фашисткой армии.