16+

Вопросы санитарного просвещения во время Великой Отечественной войны

Согласно приказу НКЗ СССР № 58 от 12.11.1941г., согласно которому все органы здравоохранения и лечебно-санитарные учреждения, все медицинские работники обязывались вести санитарное просвещение в соответствии с их практическими задачами. В приказе отмечалось: агитационно-массовая работа представляет одну из важнейших задач советского здравоохранения в деле сохранения и укрепления обороноспособности и санитарного благополучия нашей страны».

Газета «Медицинский работник» в то время писала об ответственности, которая ложилась на медицинские вузы и институты помимо курсов усовершенствования врачей проводить обучение по массовой агитации и организации.

Перед медицинскими работниками ставились предельно конкретные задачи: миллионы людей в тяжелейших условиях войны должны получать санитарно-оборонные знания (первая само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами), знания по предупреждению инфекции, вспышки которых легко могли возникнуть в условиях скученности, недоедания, оккупированных территориях и т.д.

В решении этих задач огромную роль играл Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения (директор В.Г.Карманова), который с первых дней войны сосредоточил свое внимание на проблемах изучения профилактики эпидемических заболеваний, санитарном благополучия тыла, охрану здоровья рабочих, особенно на предприятиях, работающих на оборону, охрану здоровья женщин, детей и подростков, оздоровление условий жизни на селе, организацию и методику работы санитарного актива.

Несмотря на разнообразные трудности, включая малочисленность кадров, коллектив института действовал успешно: выпускались плакаты-стенгазеты, иллюстрированные календари-памятки, сатирические статьи, специальные «библиотечки» («Библиотечка раненого бойца», «Библиотечка санпостовца» и т.д.), издавались лекторские папки, оформлялись лозунги-трафареты. При этом учитывались довоенные научные данные об уровне санитарной культуры, разрабатывались качественные показатели санитарного просвещения ( в детских учреждениях), вопросы гигиены включались в программы ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения, общеобразовательных школ. Институт издавал специальные сборники, посвященные методике и организации санитарного просвещения в условиях военного времени. Все это помогало лечебным, санитарным учреждениям вести санитарную агитацию среди различных групп населения.

Важнейшей задачей санитарного просвещения в годы войны являлась агитация, связанная с охраной здоровья матерей и детей. Ослабленные тяжелыми условиями военного времени, дети особенно подвергались опасности инфекционных и других заболеваний. Это отмечалось в специальных методических указаниях НКЗ СССР. Для матерей предлагалось обучение на заочных курсах, чтения специально подготовленных памяток, выпуск санитарных бюллетеней и плакатов. В годы войны развернулась широкая агитация за развитие донорства грудного молока, что было новым и непривычным для кормящих матерей. Убедить их в возможности помочь другим было сложной задачей. Одновременно ставилась задача гигиенической подготовки персонала яслей и детских садов, где часто находились ослабленные и больные дети.

Большое значение придавалось работе в школе. С 1942г. в младших классах преподавались основы гигиены, а для студентов училищ вводилась дисциплина «Военно-санитарные знания», включавшая знания по оказанию первой помощи раненым, уход за больными, организация работы санитарной дружины, транспортировка раненых, профилактики инфекций.

Несмотря на трудности в печатании санитарно-просветительской литературы, в годы войны выходило большое количество листовок и памяток по разным разделам, адресованным политработникам, санитарному активу и различным группам населения. Использовались такие массовые издания, как «Спутник агитатора», «Наука и жизнь», «Гигиена и санитария», «Фельдшер и акушерка», «Проблемы туберкулеза». По радио передавалась короткая информация и лозунги, появились киноплакаты, вопросы охраны здоровья детей освещались в детских мультипликационных фильмах, киножурналах. Некоторые дома санитарного просвещения изготавливали мастичные штемпели, с помощью которых делались оттиски санитарных лозунгов на обложках тетрадей, брошюр, телеграфных бланков.

После победоносного завершения войны Центральный НИИ и дома санитарного просвещения активно участвовали в ликвидации ее санитарных последствий.


По материалам статьи Л.С.Боголепова, А.Н. Шибаева (журнал «Советское здравоохранение». - М.: Медицина, 1975. - № 9)






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word