Минюст России утвердил стандарт оказания бесплатной юридической помощи. Он разработан в целях реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь (далее – БЮП), предусмотренного законодательством РФ, и распространяется на оказывающих БЮП субъектов, указанных в Законе о БЮП:

  • государственные юридические бюро;

  • адвокатов, нотариусов, наделенных правом участвовать в государственной системе БЮП в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее – ФЗ № 324), другими федеральными законами и законами субъектов РФ;

  • участников негосударственной системы БЮП – юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры БЮП.

Требования к порядку информирования об оказании БЮП

Информирование по вопросам оказания БЮП осуществляется:

  • при обращении лица за получением информации об оказании БЮП (лично, письменно, посредством электронной почты, по справочным телефонам, телефонам-автоинформаторам (при наличии);

  • путем размещения информации на информационных стендах в местах оказания БЮП;

  • путем размещения информации на официальном сайте субъекта, оказывающего БЮП, в Интернете (при наличии).

Информация по вопросам оказания БЮП включает следующие сведения:

  • перечень нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения, возникающие в связи с оказанием БЮП;

  • перечень лиц, имеющих право на получение БЮП;

  • перечень документов, представляемых лицом, имеющим право на получение БЮП, для ее получения;

  • сроки оказания БЮП;

  • порядок и способы представления документов лицом, имеющим право на получение БЮП, для получения такой помощи;

  • порядок получения информации лицом, имеющим право на получение БЮП, по вопросам предоставления такой помощи и сведений о ходе ее предоставления;

  • результаты предоставления БЮП, порядок направления документа, являющегося результатом оказания БЮП;

  • перечень оснований невозможности принятия решения об оказании БЮП;

  • адрес места оказания БЮП, график работы, справочные телефоны, адрес официального сайта субъекта (при наличии), а также электронной почты;

  • иная информация о порядке оказания БЮП.

Лицо, имеющее право на получение БЮП, обратившееся за получением такой помощи и представившее документы для ее получения, может информироваться о результатах её оказания устно, по телефону, на личном приеме или письменно.

Виды и основания оказания бесплатной юридической помощи

Лицо, обратившееся за получением БЮП, представляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие принадлежность к категории лиц, имеющих право на получение БЮП, установленной статьей 20 ФЗ № 324 и законами субъектов РФ.

БЮП может оказываться в следующих видах:

  • правовое консультирование в устной и письменной формах;

  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

  • представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленных ФЗ № 324, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Последовательность оказания БЮП, требования к порядку ее оказания

1. Регистрация поступившего обращения об оказании БЮП.

2. Изучение представленных документов с целью установления их достаточности и соответствия требованиям законодательства РФ для определения категории лица, имеющего право на получение БЮП, случая оказания БЮП и выбранного данным лицом вида БЮП.

3. При необходимости – уведомление гражданина об отсутствии либо несоответствии документов требованиям, установленным законодательством РФ, предложение о принятии мер к их устранению.

4. Отказ в предоставлении БЮП по основаниям части 2 статьи 21ФЗ № 324:

  • обращение не имеет правового характера;

  • отсутствуют правовые основания для составления заявления, жалобы, ходатайства (другого документа правового характера), а также для представления интересов лица в суде, государственном или муниципальном органе, организации;

  • наличие установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию при обращении за помощью в составлении заявления в суд, представлении интересов в суде, государственном или муниципальном органе, организации.

При этом лицу возвращаются документы с объяснением причин невозможности оказания БЮП.

5. Консультация, разъяснение применяемых по обращению норм права, а также правовые последствия совершения юридически значимых действий.

6. Изучение документов, выяснение сущности правового интереса данного лица, определение возможности и способов защиты такого интереса.

7. Сбор дополнительных сведений, необходимых для оказания БЮП.

8. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера для осуществления надлежащей защиты прав и интересов лица.

9. Представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленных ФЗ № 324, федеральными законами и законами субъектов РФ.

10. Заполнение опросного листа с согласия лица, обратившегося за получением БЮП.

11. Направление заполненного опросного листа (при наличии) в территориальные органы Минюста России в целях ежеквартального представления соответствующих сведений в структурное подразделение Минюста России, уполномоченное на обеспечение контроля за соблюдением требований стандарта.

Качество оказания БЮП характеризуется:

  • удовлетворенностью лица качеством и доступностью оказания БЮП;

  • отсутствием жалоб на некорректное, невнимательное отношение.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» по телефону горячей линии 8-800-200-10-62.