Платные медицинские услуги. Особенности заключения договора дистанционным способом
11 мая 2023 года принято постановление Правительства РФ № 736, которым утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Оно вступает в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать 3 года, а именно до 1 сентября 2026 года.
Фактически данное постановление придёт на смену постановлению Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Основные изменения, которые привносит новое постановление в Правила оказания платных медицинских услуг, ранее рассмотрены в материале «Разбираем новые правила предоставления платных медицинских услуг».
Перейдем к новому появившемуся разделу постановления «Особенности оказания медицинских услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом». Данный договор может быть заключен посредством использования сети «Интернет» (при наличии у исполнителя сайта) на основании ознакомления потребителя и (или) заказчика (далее - клиент) с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги (дистанционный способ заключения договора).
При заключении договора дистанционным способом потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться со следующей информацией:
-
наименование (фирменное наименование) медицинской организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
-
основной государственный регистрационный номер исполнителя;
-
номера телефонов и режим работы исполнителя;
-
идентификационный номер налогоплательщика;
-
информация об оказываемой услуге (выполняемой работе), предусмотренная статьей 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей»;
-
способы оплаты услуги (работы);
-
сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер лицензии, сроки действия, а также информация об органе, выдавшем ее);
-
адреса, в том числе адреса электронной почты, по которым принимаются обращения (жалобы) и требования клиентов.
Указанная информация или ссылка на нее размещается на главной странице сайта исполнителя в сети «Интернет» (при наличии у исполнителя такого сайта).
Когда договор считается заключенным
Договор с клиентом считается заключенным со дня оформления им соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору.
Со дня получения согласия (акцепта) и осуществления клиентом частичной или полной оплаты по нему все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться исполнителем без согласия потребителя и (или) заказчика.
Что является подтверждением заключения договора
При заключении договора исполнитель представляет клиенту подтверждение заключения такого договора, которое должно содержать его номер или иной способ идентификации, позволяющий получить информацию о заключенном договоре и его условиях.
По требованию потребителя и (или) заказчика исполнитель направляет ему экземпляр заключенного договора (выписки из него), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
Идентификация клиента в целях заключения и (или) исполнения договора, заключенного дистанционным способом, может осуществляться в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Согласие (акцепт) должно быть подписано электронной подписью клиента (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной) и усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
Отказ от договора и порядок предъявления требований исполнителю
При заключении договора дистанционным способом отказ клиента от договора может быть совершен также дистанционно.
Клиенты могут направить исполнителю в любой форме и любым, включая дистанционный, способом требования, в том числе при обнаружении недостатков оказанной платной медицинской услуги, а исполнитель обязан принять эти требования, в том числе дистанционным способом.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области».
Телефон горячей линии: 8-800-200-10-62.