Интернет и безопасность современных детей

Без имени-5.jpg

Жизнь современных детей невозможно представить без интернета. Интернет - это общение, оперативная информация, развлекательные и игровые порталы и многое другое.

По проведенным опросам каждый пятый школьник проводит в интернете более 5 часов в день, а каждый десятый опрошенный подросток отмечает, что в интернете он живет. Более 90% школьников выходят в интернет в отсутствие рядом родителей. Использование несовершеннолетними сети интернет без соответствующего контроля со стороны взрослых несёт в себе определённые риски для психологического здоровья и безопасности несовершеннолетних. Обезопасить своих детей не так уж и трудно – достаточно серьёзно отнестись к проблеме кибербезопасности и соблюдать простые правила использования гаджетов:

- Не следует использовать планшет как «цифровую няню» для ребёнка. Нужно научить ребёнка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге или в очереди. В случае с подростком - больше общаться, интересоваться жизнью и увлечениями своего ребёнка, организовывать интересный досуг и пространство для личного общения подростка с друзьями, разрешить приглашать друзей в гости.

- Исключить электронные технологии из системы «поощрение-наказание». Это научит ребёнка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жизни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.

- Поддерживать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с интернетом. Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств.

- Проявлять обеспокоенность адекватно. Дайте ребёнку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребёнок должен чувствовать, что родитель не осуждает его, а проявляет заботу (например: «Я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «Я беспокоюсь, что ты не высыпаешься», «Я волнуюсь о...»). Нужно попытаться найти причину чрезмерной увлеченности интернетом. В сети ребёнка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в интернете. Также в основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость).

- Использовать внешние средства контроля над временем. Если ребенок теряет счёт времени в сети, нужно предложить ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в интернете, и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).

Если родитель подозревает, что ребенок столкнулся в интернете со злоумышленниками:

Для начала нужно установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположить его к разговору о том, что произошло. Ребенок должен доверять родителю и понимать, что он хочет разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать. Родитель должен постараться внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее, и насколько серьёзно это могло повлиять на ребёнка. Если ребенка расстроило что-то увиденное (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги свои или родителя в результате интернет-мошенничества и пр.), нужно постараться его успокоить и вместе с ним разобраться в ситуации. Проанализируйте, что привело к данному результату: конкретные действия самого ребёнка, недостаточность родительского контроля или незнание ребёнком правил безопасного поведения в интернете.

Обеспечение безопасности детей в интернете так же важно, как и в реальном мире.