Правильно организованное рабочее место школьника

    Тема опорно-двигательного аппарата, состояние зрительного анализатора актуальна в наши дни. Осанка и зрение - взаимосвязаны. Если имеются какие-либо нарушения осанки, то могут возникнуть и нарушения остроты зрения. Если во время предупредить нарушения, связанные с осанкой и зрением и использовать меры профилактики, то можно  избежать многих патологических проявлений. Одной из задач школы является сохранение здоровья учащихся, в том числе их зрения и осанки.

     К сожалению, нарушение осанки, снижение остроты зрения  у школьников довольно частое явление, которому подвержена большая часть детей разных возрастных групп. Причин возникновения этих нарушений весьма много. Одной из основных причин является неправильно организованное рабочее место школьника – недостаточное  освещение, неправильный подбор мебели по ростовозрастным особенностям и несоответствие ее расстановки.

      Ученическая мебель производится по ГОСТу, существует 6 номеров мебели  в зависимости от роста обучающихся :

   1  - 1000-1150 мм

   2  -  115—1300мм

   3  -  1300-1450мм

   4 -  1450-1600мм

   5 -  1600-1750мм

   6 -  свыше 1750мм  

      Одной из важнейших предпосылок для правильного положения тела является именно подбор мебели. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

    Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

     С целью профилактики нарушений осанки необходимо не менее 2 раз в год школьников, сидящих в крайних рядах, менять местами, не нарушая соответствия группы мебели их росту. Так же необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

       Расстановка мебели также должна соответствовать гигиеническим требованиям изложенным в СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

   В учебном процессе важна и  роль света для полноценной деятельности зрительного анализатора. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части школьников к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, преимущественно в связи с близорукостью. Освещенность в классных комнатах должна быть достаточной. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.  Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

         При рассаживании детей, школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в благоприятных условиях естественного освещения - за первыми партами (столами) в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.    

    Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

     Специалистами  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» в постоянном режиме проводится  лабораторный контроль за факторами среды обитания. В истекшем 2016-2017 учебном году было лабораторно обследовано 127 общеобразовательных учреждений на соответствие мебели ростовозрастным показателям и правильность ее расстановки, в 331 учреждении  проведены замеры уровней искусственной освещенности.

                

 Поздравляем с Днём знаний ! Желаем здоровья и хорошего учебного года!