Работникам санитарно-эпидемиологической службы – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла посвящается…

 

Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. Поэтому с каждым годом особую ценность приобретают воспоминания ветеранов и скупые строки официальной хроники, тем более, если они еще не знакомы широкому кругу читателей.

В СССР в довоенный период была создана четкая система санитарно-эпидемиологической службы. Функционировали 1760 санитарно-эпидемиологических, 1086 малярийных и 2288 дезинфекционных станций, 1406 бактериологических лабораторий. Научные проблемы гигиены и эпидемиологии разрабатывались в 54 научно-исследовательских и 25-ти санитарно-бактериологических институтах. К началу военных действий гражданская санитарно-эпидемиологическая служба страны насчитывала несколько десятков тысяч человек. И это позволило наладить в кратчайшие сроки надежное санитарно-эпидемиологическое обеспечение армии и военно-морского флота.

Повседневная работа военных врачей, медицинских сестер на переднем фронте борьбы с немецко-фашистскими завоевателями осуществлялась в тесном контакте с санитарно-эпидемиологической службой. В войсках были созданы подвижные санитарно-эпидемиологические отделения при медсанбатах, работа которых способствовала проведению медицинского контроля питания бойцов, соблюдению гигиены тела, предупреждению обморожений. В полках были введены должности фельдшеров для санитарной разведки водоснабжения и эпидемиологического состояния районов дислокации войск. К борьбе с эпидемиями была привлечена и общественность - санитарные посты, звенья, дружины. Особое внимание уделялось ими тщательной санитарной очистке населенных мест, состоянию жилья, базаров, магазинов, столовых. Огромное значение также придавалось санитарно-эпидемиологическому контролю на путях движения. Для этого на крупнейших железнодорожных узлах действовали санитарно-контрольные, обсервационные и изоляционно-пропускные пункты. Поезда и эшелоны многократно проверялись во время следования на развернутых 275 таких пунктах. Выполнялся и другой комплекс оперативных и профилактических мер, направленных на сохранения здоровья и боеспособности воинов. Поэтому благодаря проведенным гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям в Красной Армии практически не было массовых инфекционных заболеваний.

Принимались также все меры по обеспечению эпидемиологического благополучия гражданского населения, особенно в прифронтовой полосе и в освобождаемых городах и районах. Этим занимались работники санэпидстанций тыла. О них - наших земляках этот рассказ...


Санитарная оборона тыла

(по материалам Государственного архива Рязанской области и выдержкам из газет «Сталинское знамя» за 1941-1942 гг.)


Линия фронта подошла к Рязанской области спустя пять месяцев после начала Великой Отечественной войны /Рязанская область, образованная в 1937 году за счет разукрупнения Московской и Воронежской областей, к началу войны состояла из 48 районов - Авт./

14 районов в южной и северной части области (Михайловский, Чапаевский, Горловский, Чернавский, Октябрьский, Воскресенский, Лебедянский, Данковский, Трубетчинский, Добровский, Лев-Толстовский, Раненбургский, Милославский, Троекуровский) вошли в круг деятельности Брянского и Западного фронтов. Осенью-зимой 1941 года вся территория Рязанской области стала прифронтовым тылом.

Наряду со скорейшим восстановлением сил и боеспособности раненых воинов, на прифронтовой тыл легли чрезвычайно важные задачи по сохранению крепкого, надежного санитарного тыла и в особенности обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия.

Передвижение огромной массы людей, переуплотнение ряда населенных пунктов, загруженность транспорта большими пассажирскими потоками значительно увеличивали опасность распространения эпидемических заболеваний. Поэтому, как отмечал Народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев «...работники здравоохранения ни на минуту не в праве забывать, что допущение инфекций - антигосударственное дело, подрывающее оборону... тяжесть войны ни в коем случае не должна осложниться таким бедствием для армии и тыла, как эпидемии. Это требование мы безусловно выполним, прежде всего используя старое, исторически проверенное оружие советского здравоохранения: участие всего народа в санитарной обороне страны».

Из истории советской гигиены известно, что незадолго до войны огромную популярность приобрело привлечение трудящихся к решению санитарных проблем. В этом движении за санитарную культуру передовым было население Геокчайского района Азербайджанской ССР /геокчайское движение - Авт./, Воронежской и Одесской областей, Дмитровского района Московской области, но больше всех отличился Рогачевский район Белоруссии /рогачевское движение - Авт./. Этот накопленный опыт пригодился в суровую годину Великой Отечественной войны. Гигиена блестяще выдержала испытания на прочность. В тяжелейших условиях советские люди не знали опустошительных эпидемий.

За оборонными стройками, лесоразработками, пищевыми предприятиями, столовыми, общежитиями был установлен строжайший санитарный надзор. Были приняты меры по поддержанию санитарного порядка на территории железнодорожных станций, особенно в г. Рязани и Ряжске, пристаней, помещений вокзалов, по снабжению пассажиров и проходящие эшелоны кипятком и остуженной кипяченой водой. Регулярно отслеживалось санитарное состояние общественных колодцев, мусорных ям, уборных.

Повсеместно использовались упрощенные методы санитарной очистки населенных мест. Не только местная промышленность перешла на массовое производство мыла, но его изготовление было налажено в промысловой кооперации и во многих колхозах. Организована бесперебойная работа простых русских бань, обмывочных пунктов, санитарных пропускников. Все население применяло элементарные методы дезинфекции (использование русской печи, утюгов, щелока, горячей воды и др.). Была развернута массовая санитарно-просветительная работа. На переднем фронте этой борьбы стояли работники санитарно-эпидемиологической службы.

Для организации санитарно-противоэпидемической работы в Рязанской области в 1941 году было создано 12 санэпидстанций. Решением областного Совета депутатов трудящихся № 950 от 23 сентября 1942 года было открыто еще 38 районных санэпидстанций.

Осенью 1941 и в конце 1942 года в Рязанскую область прибыло по направлениям и из оккупированных территорий более 30 молодых врачей. Это были выпускники Московского, Воронежского, Одесского, Харьковского, Астраханского, Дагестанского, Казанского, Киевского, Ташкентского, Азербайджанского и Иркутского медицинских институтов. Они сразу назначались начальниками вновь образованных районных санэпидстанций.

Впервые публикуем их имена:

Абутевич Сергей Владимирович

Абутевич Софья Владимировна

Арапова Анна Дмитриевна

Билянский Борис Шнеерович

Борис Елена Михайловна

Дикер Ая Моисеевна

Зенкевич Маргарита Владиславовна

Иванова Любовь Сергеевна

Ильинская Раиса Ивановна

Исаева Мария Александровна

Ишмамедова Рамида Харибовна

Каминская Эсфирь Иудовна

Кидис Генрих Наумович

Котова Анна Герасимовна

Красотин Николай Павлович

Куликова Мария Тимофеевна

Лабуть Зинаида Вениаминовна

Макарова Надежда Марковна

Матвеева Вера Михайловна

Мино Виктор Васильевич

Мирошникова Анастасия Филипповна

Мирошниченко Полина Георгиевна

Моисеева Прасковья Федоровна

Мурлага Шимян Хаимович

Несова Валентина Дмитриевна

Плотичкина Александра Андреевна

Рагозинский Бернард Михайлович

Стрелюкина Галина Алексеевна

Тисовский Ярослав Александрович

Толкачева Мария Федоровна

Финкельштейн Нисон Исаакович

Фоменко Наталья Васильевна

Хлебалина Анна Захаровна


Прибывшее пополнение в основном состояло из врачей-лечебников. И только некоторые выпускники имели специальную подготовку по санитарии и эпидемиологии.

Молодые люди, большинству которым было не более 23-х лет, не имели даже теплой одежды для разъездной работы по населенным пунктам. Поэтому через контору снабжения облздравотдела им было выделено 75 комплектов ватных курток и брюк, 50 комплектов ватных пиджаков, резиновые и кожаные сапоги, женские ботинки с галошами и валенки.

В таких условиях, без опыта организационной работы и практической подготовки только что назначенным начальникам райСЭС надо было принимать непростые решения. На попутках, гужевым транспортом в слякоть и стужу, они с небольшим количеством помощников объезжали свои участки, добираясь до самых отдаленных сел и деревень. Сутками работали в очагах инфекционных болезней, помогали местному населению организовывать размещение беженцев и их санитарно-бытовое обслуживание.

В прифронтовых районах тогда помимо воинских санитарных формирований и разъездных эпидемиологов облздравотдела постоянно трудились 15 санитарных врачей, 32 помощника санитарного врача, 58 дезинфекторов. Работало 64 стационарных дезинфекционных камер, 27 колхозных вошебоек /камер-землянок для проведения дезинфекции одежды и белья в полевых условиях - Авт./. Также за счет эпидфонда дополнительно в прифронтовые территории было поставлено 129 пароформалиновых передвижных дезкамер.

Вся противоэпидемическая работа санэпидуправлений фронтов, включая проведение войсковой санитарной разведки, кольцевой дез- обработки мест расквартирования армейских подразделений, проводилась совместно с врачами райСЭС, с учетом местной санитарной обстановки. При необходимости, в прифронтовой полосе усилиями военных и гражданских медиков открывались дополнительные изоляторы для госпитализации температурящих больных, а в неблагополучные населенные пункты перебрасывались противоэпидемические отряды (Чернавский, Октябрьский, Воскресенский, Горловский, Лебедянский, Добровский районы).

Главной задачей всех районных санэпидстанций была своевременная ликвидация очагов инфекционных заболеваний, особенно сыпного тифа. В 1942 году свыше 1600 населенных пунктов области оставались пораженных сыпным тифом. Для борьбы с ним было создано свыше 30 противоэпидемических отрядов. Около 3500 средних медицинских работников систематически участвовали в подворных обходах. Была организована санитарно-профилактическая работа силами более чем 8500 общественных санитарных уполномоченных и актива Общества Красного Креста.

В Рязанской области было дополнительно открыто 600 и восстановлено 250 ранее не работавших общественных бань. Всего же в первой половине 1942 года регулярно обслуживали население 1128 общественных и около 16 тысяч индивидуальных бань. Было отремонтировано 246 имеющихся дезинфекционных камер и вновь построено более 200. Для безотказной госпитализации больных сыпным тифом к 1-му марта 1942 года было развернуто 2500 инфекционных коек. В связи с большим передвижением эвакуированного населения через Рязанскую область, во всех селах на больших проезжих трактах были организованы заезжие дома.

Большая работа была проведена по санитарной очистке населенных пунктов и железнодорожных станций. За летний период 1942 года проведена 2-3-х кратная санитарная обработка бывших очагов инфекционных заболеваний и свыше 400 медицинских работников было послано непосредственно в бывшие очаги для наблюдения и проведения противоэпидемических мероприятий.

С началом освобождения захваченных населенных пунктов, в них были направлено дополнительно эпидотряды, помогавшие населению налаживать нормальную жизнь. Так, в феврале 1942 года в пострадавшие от немецко-фашистских захватчиков Горловский, Чапаевский, Захаровский, Чернавский, Михайловский районы для организации медико-санитарной помощи выехало и приступило к работе 14 врачей и 80 человек среднего медицинского персонала. Восстанавливались больницы, амбулатории и аптеки. Наводился также порядок и чистота в жилых и общественных зданиях, в школах и на улицах.

Уже в начале войны органами власти Рязанской области и г. Рязани было принято ряд важнейших постановлений и решений по укреплению санитарного тыла. Среди них обязательное постановление облисполкома «О мероприятиях по предупреждению заболеваний сыпным тифом среди населения Рязанской области», решения облисполкома «О противоэпидемических мероприятиях по борьбе с туляремией», решения городской чрезвычайной противоэпидемической комиссии: «О мероприятиях по предупреждению заболеваний сыпным и брюшным тифом» и др.

Для решения вопросов санитарной обработки рабочих и служащих, а также членов из семей специальным постановлением Чрезвычайной противоэпидемической комиссии «О дополнительном строительстве вошебоек и душевых установок предприятиями г. Рязани» весной 1942 года было налажено производство простейших камер-вошебоек и душевых устройств. В десятидневный срок стекольным, кожевенным заводами, «Сельмашом», заводом № 168, швейными фабриками, артелью «им. Красной Армии», фабрикой «Победа Октября» и др. были оборудованы 22 простейшие камеры-вошебойки с душевыми установками, каждая с пропускной способностью 25 человек в час.

Во всей области была организована массовая вакцинация населения. Так, за первые 6 месяцев 1942 года против брюшного тифа было привито более 109 тысяч человек. Проводились прививки также против дифтерии и оспы. Повсеместно шла санитарная очистка населенных пунктов, ремонт колодцев. Усилен был и санитарный надзор за питанием населения /к слову сказать, за период с 1941 по 1943 годы в Рязанской области не было зарегистрировано вспышек пищевых токсико-инфекций. Только в 1944 году возникли 3 случая пищевых отравлений с общим количеством пострадавших 407 человек - Авт./.

В результате этой масштабной противоэпидемической работы, направленной на санитарную оборону тыла, только в г. Рязани в 1943 году по сравнению с 1942 годом показатель заболеваемости сыпным тифом снизился в 4,5 раза, дизентерией - в 3,2 раза, корью - в 40 раз. Положительная динамика по этим инфекциям была достигнута и в целом по области. Вместе с этим, по целой группе инфекций, особенно по малярии, брюшному тифу и дифтерии весь регион оставался неблагополучным еще все военные годы. В 1941-1942 годах к ним прибавилась вспышка туляремии, охватившая несколько районов.

Для решения этих проблем и других важнейших вопросов санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, связанных с послевоенным восстановлением народного хозяйства, была продолжена работа по укреплению санитарно-эпидемиологической службы.

По состоянию на 1948 год на территории области работало 58 санэпидстанций, в составе которых были межрайонные санитарно-бактериологические лаборатории (Скопин, Ряжск, Лебедянь, Сасово, Спасск, Михайлов, Касимов). Функционировало 58 дезпунктов, 4 пастеровских и 37 малярийных пунктов, 58 противоэпидемических отрядов и столько же прививочных пунктов, 1 коревая лаборатория и 39 пунктов санитарного просвещения.

Штат госсанинспекторов насчитывал 65 человек с высшим медицинским образованием, многие из которых одновременно совмещали должность начальника санэпидстанции, и 97 их помощников. В санэпидстанциях трудилось 46 эпидемиологов, 8 бактериологов и 715 физических лиц другого медицинского персонала (помощников эпидемиолога, вакцинаторов, дезинфекторов, дезинструкторов, помощников маляриолога и пр.).

Многие санитарные врачи, эпидемиологи и бактериологи санитарно-эпидемиологической службы Рязанской области за воинские заслуги и самоотверженный труд по обеспечению надежного санитарного тыла награждены орденами и медалями. Вот неполный их список:


Выпускник Харьковского государственного университета медицинский врач по специальности, работавший с 1946 года начальником санэпидстанции Лебедянского района Смирнов Василий Иванович награжден Орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За оборону Москвы», медалью «За победу над Германией».

Выпускник Северо-Кавказского медицинского института санитарный врач Хабаров Григорий Алексеевич награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда» и медалью «За боевые заслуги».


Орденом Красной Звезды награждены:


Бруякина Варвара Григорьевна

Зеликов Борис Самуилович


Медалью «За победу над Германией»:


Бацких Михаил Иванович

Дикер Ая Моисеевна

Колков Владимир Прокофьевич

Луковская Миндель Янкелевна

Попова Пелагея Ивановна

Селезнева Анна Александровна

Стрелюкина Галина Алексеевна

Тринитацкая Мария Ивановна


Медалью «За участие в Великой Отечественной войне»:


Литвина Елена Васильевна


Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»:


Билянский Борис Шнеерович

Долматова Анфиса Михайловна

Канцырова Валентина Сергеевна

Котова Анна Герасимовна

Кривохина Ольга Николаевна

Лебединский Евгений Сергеевич

Люляев Михаил Иванович

Поздеева Лидия Васильевна

Попова Евдокия Алексеевна

Спешилова Антонина Апполинариевна

Фоменко Наталья Васильевна

Харина Юлия Михайловна.


Перечитывая страницы архивных документов, статьи корреспондентов военного времени и мысленно пытаясь представить себе ту ношу ответственности, которая легла на плечи медицинских работников районных СЭС, еще и еще раз понимаешь, что наш долг - сохранить в истории санитарно-эпидемиологической службы Рязанской области имена врачей и память о их самоотверженном труде в годы тяжелого испытания всего советского народа.