Чем грозит неправильная организация рабочего места школьника?


    Тема опорно-двигательного аппарата, состояние зрительного анализатора актуальна в наши дни. Осанка и зрение - взаимосвязаны. Если имеются какие-либо нарушения осанки, то могут возникнуть и нарушения остроты зрения. Если во время предупредить нарушения, связанные с осанкой и зрением и использовать меры профилактики, то можно  избежать многих патологических проявлений. Одной из задач школы является сохранение здоровья учащихся, в том числе их зрения и осанки.

     К сожалению, нарушение осанки, снижение остроты зрения  у школьников довольно частое явление, которому подвержена большая часть детей разных возрастных групп. Причин возникновения этих нарушений весьма много. Одной из основных причин является неправильно организованное рабочее место школьника - недостаточное  освещение, неправильный подбор мебели по ростовозрастным особенностям и несоответствие ее расстановки.    

      Одной из важнейших предпосылок для правильного положения тела является подбор мебели. Детская и школьная мебель должна быть стандартизована. Пропорции тела меняются в зависимости от роста тела в длину, поэтому ведущим в определении группы мебели является рост. Подбор мебели для учащихся 1-4 классов по ростовозрастным особенностям позволяет обеспечить удобное рабочее место.  С целью профилактики нарушений осанки необходимо не менее 2 раз в год школьников, сидящих в крайних рядах, менять местами, не нарушая соответствия группы мебели их росту. Расстановка мебели также должна соответствовать гигиеническим требованиям.

   В учебном процессе важна и  роль света для полноценной деятельности зрительного анализатора. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части школьников к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, преимущественно в связи с близорукостью. Освещенность в классных комнатах должна быть достаточной.

     При рассаживании детей, школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в благоприятных условиях естественного освещения - за первыми партами (столами) в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.  

   Ежегодно проводится анализ понижения остроты зрения и нарушения осанки у школьников (7-17 лет) Рязанской области по результатам профилактических осмотров.

   Из общего числа детей страдающих патологией зрительного анализатора самый высокий уровень заболеваемости приходится на детей перед окончанием школы, что выше уровня заболеваемости детей перед поступлением в школу в среднем на 14,7%. Уровень нарушения остроты зрения перед поступлением в школу стабилен за 2008-2012гг. и составляет в среднем 55,76 на 1000 осмотренных.  В последующие же периоды обучения наблюдается тенденция к росту уровня заболевания с каждым последующим годом.

     Анализируя результаты профилактических осмотров школьников с нарушением осанки выявлено, что в период перед поступлением в школу средний многолетний уровень составляет 94,35 на 1000 осмотренных, а перед окончанием школы это число составляет 158 на 1000 осмотренных, что выше на 6,4%. Однако отмечена тенденция снижения данной патологии в период перед поступлением в школу. За весь период обучения также наблюдается рост уровня заболеваемости.

     Специалистами  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» в период с 2008 по 2012гг. было лабораторно обследовано 590 общеобразовательных учреждений на соответствие мебели ростовозрастным показателям и правильность ее расстановки, в 1394 учреждениях проведены замеры уровня освещенности.