Во всем мире 9 сентября ежегодно празднуют Международный день красоты. Праздник возник в 1995 году, а инициатором выступил Международный комитет эстетики и косметологии СИДЕСКО. В России день красоты стали отмечать с 1999 года.
С течением времени у каждого народа формировалось свое представление о красоте. В Древней Греции красивыми считались люди с идеальными пропорциями и симметрией в теле. Именно в это время возникло понятие «квадрат древних» – длина раскинутых в стороны рук должна равняться росту человека. Древние римляне ценили хрупкость, стройность и светлую кожу, не тронутую загаром. В средневековой Европе за красоту можно было жестоко поплатиться: привлекательность считалась греховной. Известные «охоты на ведьм» грозили красивым девушкам смертью. Эпоха Возрождения – эпоха дам, чья шея была длинной и тонкой, лоб – высоким и чистым, волосы – светлыми и волнистыми, фигура – не худой, но и не чрезмерно полной. Женщины того времени брили волосы надо лбом, чтобы он казался выше, и на затылке над шеей, чтобы визуально ее удлинить. В эпоху Рококо особое внимание уделялось одежде (она должна быть дорогой и пышной) и сложной прическе. На головах красавиц того времени порой возводили целые конструкции – сады, корабли, цветочные корзины. Позднее в моду вошла стройность и аристократическая бледность: придворные дамы долгое время терзали себя корсетами и пудрились ядовитыми свинцовыми белилами.
На Руси красота воспринималась по-разному в деревенской и аристократической среде. Вплоть до XIX века идеалом женской красоты в деревнях считались те, кто обладал крепким телом, круглым лицом, длинной косой, черными бровями и румянцем на щеках – все это воспринималось как признаки здоровья и жизненной энергии. Среди знати понятие красоты было более европейским и менялось так же, как и в Европе – от румяных пышнотелых дам до хрупких леди.
В современном мире существует тенденция отхода от универсальных стандартов красоты: в людях ценятся естественность, ухоженность и уверенность в себе. В определенной степени косметика может помочь в решении данных целей, поэтому в преддверии праздника нелишним будет напомнить о правилах обмена и возврата косметических товаров.
Помните, если купленная косметика надлежащего качества не подошла по каким-то параметрам (например, по цвету, размеру), то обменять ее у продавца или потребовать возврата за нее денежных средств не получится, поскольку она входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…».
В случае приобретения косметических товаров надлежащего качества дистанционным способом (например, через Интернет) у потребителя возникает право отказаться от них в любое время до их передачи, а после передачи – в течение семи дней на основании статьи 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон). При этом потребителем должны быть соблюдены определенные условия: сохранен товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения косметических средств у данного продавца. Если в момент передачи косметики информация о порядке и сроках её возврата не была предоставлена в письменной форме, потребитель вправе отказаться от неё в течение трех месяцев с момента получения. При этом вышеуказанный Перечень не подлежит применению.
В случае приобретения косметических товаров ненадлежащего качества у потребителя возникает право предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона:
-
заменить на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-
заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-
соразмерного уменьшить цену;
-
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Правом на возврат косметической продукции можно воспользоваться, если информация, предусмотренная законодательством (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»), в момент приобретения не была предоставлена продавцом. В данном случае потребитель в разумный срок может отказаться от неё и потребовать у продавца возврата уплаченной суммы на основании статьи 12 Закона.
В соответствии с пунктом 9.2 ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
-
наименование продукции;
-
назначение (если это не следует из наименования);
-
указание на предназначение для детей (при необходимости);
-
наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
-
страна происхождения (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
-
наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;
-
номинальное количество продукции в потребительской таре (для продукции номинальным объемом менее 5 мл (ml) или номинальной массой менее 5 г (g), а также для пробников продукции допускается не указывать номинальное количество);
-
цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
-
массовая доля фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
-
срок годности;
-
условия хранения, если они отличаются от стандартных;
-
особые меры предосторожности (при необходимости);
-
идентификатор продукции (номер партии или специальный код);
-
сведения о способах применения, отсутствие которых может привести к неправильному использованию;
-
список ингредиентов.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей можно получить в
Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» по телефону горячей линии
8-800-200-10-62.