Всемирный день почты. Памятка потребителю при пользовании услугами почтовой связи

Без имени-1.jpgКаждый год, 9 октября, международное сообщество празднует Всемирный день почты. Этот день был учрежден Международным союзом почтовой связи в 1969 году с целью отметить важную роль почтовых служб в экономическом, социальном и культурном развитии стран.

История почты насчитывает тысячелетия – с момента появления первых сообщений, которые передавались бегунами или гонцами. Первая почтовая система была учреждена персидским царем Киром Великим в VI веке до нашей эры. В то время передача сообщений осуществлялась главным образом через конных гонцов и на важнейших дорогах были установлены почтовые станции для отдыха курьерам, удалённые друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади.

Почта – это один из наиболее доступных способов связи, который сохранил свою актуальность даже в эпоху цифровых технологий.

Консультационный центр обращает внимание, что к отношениям между пользователями и операторами почтовой связи при оказании услуг применяются положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Приказа Минцифры России от 17.04.2023 N 382 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

Права и обязанности пользователей услугами и операторов почтовой связи

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услугами почтовой связи обязан их оплатить.

До выдачи адресату регистрируемого почтового отправления или выплаты почтового перевода отправитель имеет право в порядке, установленном оператором, на основании своего письменного заявления:

► распорядиться о возврате почтового отправления или перевода;

► распорядиться о выдаче почтового отправления или выплате перевода другому лицу или по другому адресу;

► продлить срок хранения почтового отправления или перевода.

Отправитель имеет право получить обратно регистрируемые почтовые отправления или переводы, еще не отправленные по назначению. Условия возврата платы за обработку почтового отправления в этом случае устанавливаются операторами почтовой связи.

Адресат имеет право:

► отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или перевода, сделав отметку об этом на почтовом извещении. Если адресат отказывается сделать такую отметку, ее делает оператор почтовой связи;

► в присутствии почтового работника ознакомиться с вложением поступившего внутреннего почтового отправления с наложенным платежом до осуществления платежа;

► за дополнительную плату распорядиться в письменной форме об отправлении или доставке по другому адресу поступающих на его имя почтовых отправлений и переводов.

 

Операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать их сохранность; обеспечивать качество услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами и условиями договора об оказании услуг почтовой связи; соблюдать тайну связи.

Информация об адресных данных пользователей услугами почтовой связи, о почтовых отправлениях и переводах, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводы и сообщения являются тайной связи и выдаются только отправителям (адресатам) или их уполномоченным представителям.

Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения. Они обязаны незамедлительно информировать о факте обнаружения запрещенного к пересылке вложения и задержания этих почтовых отправлений органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов и веществ.

Предметы, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, загрязнять или портить другие почтовые отправления и имущество, изымаются операторами почтовой связи и уничтожаются с составлением соответствующего акта, если эту опасность нельзя устранить иным путем. О чем в срок не более 10 календарных дней со дня изъятия и (или) уничтожения обязаны информировать отправителя или адресата.

Оператор почтовой связи вправе отказать пользователям в предоставлении услуги в объекте почтовой связи, если такая услуга не входит в утвержденный оператором для этого объекта перечень услуг почтовой связи.

 

Порядок предъявления претензий

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:

- на претензии по почтовым отправлениям и переводам денежных средств, пересылаемых в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;

- на претензии по всем другим почтовым отправлениям и переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Претензия может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь имеет право предъявить иск в суд.