Продавец обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества

Без имени-3.jpgВ зимний период часты случаи, когда посетители магазинов и торговых центров получают травмы при падении - поскальзываются на крыльце из-за наледи, снега, мокрого пола и отсутствия противоскользящих ковриков.

По данному вопросу дал разъяснение Верховный Суд Российской Федерации*, встав на защиту гражданина, который получил травму при падении на обледеневшей лестнице магазина. Потребитель обратился с иском в суд к собственнику и арендатору торгового помещения о компенсации морального вреда и взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон), так как его требования в добровольном порядке не были удовлетворены.

Пострадавший травмировался при входе в магазин, куда шел с целью совершить покупку, а согласно преамбуле Закона, потребителем является в том числе и гражданин, еще не совершивший действие по приобретению товара (работы, услуги), но имевший намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий товары (работы, услуги).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила, что продавец обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества. Согласно пункту 138 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» под безопасностью услуги торговли понимается комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество покупателя (потребителя).

Суд взыскал в пользу истца с собственника и арендатора торгового помещения по 35 000 руб. в счет компенсации морального вреда и по 17 500 руб. в качестве потребительского штрафа.

Консультационный центр для потребителей обращает внимание: если посетитель магазина (аптеки, кафе, парикмахерской, ателье и др.) получил травму, связанную с ненадлежащим содержанием территории объекта, ему необходимо обратиться к хозяйствующему субъекту с претензией лично или заказным письмом, выдвинув требование о компенсации причинения вреда. Если ответственное лицо отказывается признать вину, потребитель имеет полное право обратиться в суд.

Обращаясь с иском в суд пострадавший должен предоставить как можно больше доказательств. К существенным относятся следующие: справка из медучреждения с поставленным диагнозом (на документе должны стоять время, дата и место происшествия, адрес здания); фото- или видеосъемка поверхности крыльца; чеки, врачебные рецепты, любая другая документация о тратах, связанных с последствиями падения.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей, а также помощь в составлении претензий по товарам, работам, услугам и исковых заявлений в суд по защите прав можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области».

Телефон горячей линии 8-800-200-10-62.

*Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденной президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18 октября 2023 г.