Права потребителя при пользовании услугами проката (аренды) самокатов и велосипедов

Хорошая теплая погода – отличный повод покататься на велосипедах и самокатах. Чтобы получить удовольствие, заряд бодрости и отличное настроение от прогулки, не обязательно покупать указанный инвентарь, его можно взять в пунктах проката в аренду.

Правовое регулирование услуг проката осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1514 (далее – Правила), а также ГОСТ Р 57616-2017 «Услуги бытовые. Услуги проката. Общие требования».

Прием заказа может осуществляться как в специализированном пункте проката, так и дистанционным способом (по телефону, с помощью цифровых технологий). Прокат оформляется договором (квитанцией) или с использованием цифровых технологий (заполнение электронного документа с последующей оплатой через терминалы или онлайн-сервисы банка).

Оплата может быть единовременной (сумма взимается сразу) либо периодической (денежные средства оплачиваются периодами). Прокат подразделяют на почасовой (во временное пользование потребителя до 24 часов) и срочный (во временное владение и пользование от суток до года).

Прокат может быть беззалоговым или сопровождаться залогом (подлежит возврату при условии полной и своевременной оплаты услуг). Помните, что паспорт не может выступать предметом залога.

Услуги проката должны соответствовать требованиям законодательства, интересам потребителей, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

Предприятие осуществляющее прокат должно иметь вывеску с указанием наименования (фирменного наименования) юридического лица или индивидуального предпринимателя, юридического адреса и режима работы.

Для потребителя услуг проката должна предоставляться информация, включающая:

  • перечень и формы предоставления услуг;

  • перечень имущества, предоставляемого в прокат;

  • стоимость оказываемых услуг;

  • сведения о порядке и форме оплаты;

  • правила использования имущества;

  • актуальное законодательство – Закон и Правила.

Прокатный инвентарь должен быть пригоден для эксплуатации, его проверка осуществляется в присутствии потребителя.

При выдаче велосипеда или самоката в прокат исполнитель обязан ознакомить потребителя с правилами их технической эксплуатации и инструкциями о пользовании, а в определенных случаях – предоставить полный комплект документов, необходимых для нормальной эксплуатации.

Пользоваться взятым имуществом можно строго в соответствии с его назначением и целями, указанными в договоре.

Потребитель не имеет права производить разборку велосипеда или самоката и самостоятельно осуществлять их ремонт, он обязан вернуть исполнителю вещи в том состоянии, в котором получил их с учетом износа.

За порчу, утерю, нарушение комплектации инвентаря, взятого напрокат, а также невозврат его в установленный срок потребитель несет ответственность, равно как и за причинение вреда третьим лицам в результате неправильной эксплуатации велосипеда или самоката.

За время нахождения объекта проката в ремонте плата за прокат не взимается, за исключением случаев, когда ремонт был вызван нарушением потребителем правил эксплуатации и содержания предметов проката. Если повреждение произошло по вине потребителя, то именно он оплачивает стоимость ремонта и транспортировки, о чем исполнитель предупреждает потребителя при заключении договора.

Если имущество, переданное потребителю в прокат, приведено в полную негодность, он предоставляет равноценное, соответствующее по качеству и модели (марке) вышедшему из строя, или оплачивает его стоимость с учетом износа имущества. В последнем случае имущество проката переходит в собственность потребителя.

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги на основании статьи 29 Закона вправе потребовать повторного оказания услуги или уменьшения её стоимости, а в случае существенного нарушения договора – возврата денежных средств.

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» по телефону горячей линии 8-800-200-10-62.