Выпускной вечер, свадьба, юбилей – хороший повод посетить ресторан или кафе. Как правильно выбрать достойное заведение, чтобы день оказался радостным и незабываемым? На что следует обратить внимание, чтобы вечер не омрачился неприятными воспоминаниями?

Правоотношения в данной сфере оказания услуг регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ); Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон); Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1515 (далее – Правила).

Владельцы ресторанов и кафе на свое усмотрение определяют перечень оказываемых услуг. Возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией должна быть как в зале, так и вне зала обслуживания.

Правила и Закон в наглядной и доступной форме должны доводиться до сведения потребителей.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять посетителям необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, содержащую:

  • адрес, фирменное наименование (наименование) организации или индивидуального предпринимателя;

  • наименование продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о составе продуктов (в том числе пищевых добавок; БАД; компонентов, полученных с применением ГМО, если их содержание составляет более 0,9%); сведения об их пищевой ценности (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);

  • перечень, стоимость услуг и условия их оказания;

  • сведения об объеме (весе) порций готовых блюд.

В винной карте указывается наименование алкогольной продукции, объем и цена в потребительской таре и/или объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Информация о продукции и услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов (иными способами, принятыми при оказании услуг).

Посетителям должна быть обеспечена возможность проверить объем (массу) предлагаемых блюд посредством предоставления необходимых средств измерения.

Потребители вправе получить дополнительную информацию о продукции общественного питания, об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с данным намерением. Исключение составляют ситуации, когда заведение забронировано на желаемую дату.

При предварительном заказе на оказание услуг договор оформляется в письменной форме, в нем указывается:

  • фирменное наименование (наименование), адрес юридического лица (для ИП – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации), ИНН;

  • описание, стоимость и порядок оплаты услуги;

  • дата предоставления услуги;

  • иные необходимые данные.

Потребителю выдается документ, подтверждающий оплату, на бумажном носителе (или направляется в электронной форме).

Владельцы ресторанов и кафе вправе предложить потребителям приобрести дополнительные услуги (платные и бесплатные), предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о их получении. При этом они не вправе без согласия клиентов выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор иные расходы (платежи, комиссии, чаевые, доплату за обслуживание и другие). Если подобное происходит, потребитель вправе либо отказаться от оплаты таких услуг, либо потребовать возврата уплаченной суммы на основании статьи 16 Закона.

Заказчик в любое время вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных последним расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, в силу статьи 32 Закона. Необходимо отметить, что со стороны недобросовестных владельцев ресторанов и кафе имеются уловки, направленные на невозврат денежной суммы в полном объеме или в части. Так, они могут утверждать, что продукты уже закуплены, в то время как в договоре (приложении), заключенном задолго до предстоящего события, отсутствует наименование блюд. Понятно, что данное утверждение не является законным основанием для отказа в возврате предоплаты. Помимо этого, не следует путать фактически понесенные расходы (они должны быть подтверждены документально и относиться к заключенному договору) и упущенную выгоду (статья 393 ГК РФ), которая к ним не относится.

Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

В числе прочих следует учитывать некоторые важные бытовые моменты при выборе заведения для торжества:

  • разрешено ли принести свои фрукты, напитки;

  • чистота зала;

  • вместимость зала с учетом мест для развлекательной программы и танцев;

  • предусмотрена ли парковка;

  • «не пересекается» ли музыка при наличии нескольких залов;

  • есть ли запрет на использование пиротехники, конфетти, иных спецэффектов;

  • предоставляются ли какие-либо бонусы.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» по телефону горячей линии 8-800-200-10-62.