Как написать претензию продавцу и обратиться в Роспотребнадзор

  За время действия Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде. Зачастую продавцы, изготовители и исполнители, видя правовую неграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца, - это и служит наиболее частой причиной отказа выполнения законных требований потребителя в добровольном порядке, поэтому к составлению претензии в адрес продавца нужно отнестись серьезно.

 Потребителю в случае нарушения его прав следует обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с письменной претензией, в которой нужно изложить требования, предусмотренные законодательством. Претензия может быть составлена в произвольной форме, в ней надо указать, кому она адресована, кто является отправителем, при этом указать адреса продавца (изготовителя, исполнителя) и потребителя. Возможно для ускорения дела указать телефон потребителя. Далее следует коротко изложить суть, обстоятельства дела и выдвинуть предусмотренные Законом требования. Для обоснования своей позиции желательно ссылаться на соответствующие статьи законодательства. Можно указать о намерении обратиться в суд в случае отклонения претензии и неудовлетворения требований в добровольном порядке, а также указать на возможные негативные последствия в случае удовлетворения судом исковых требований потребителя. Если того требуют обстоятельства, нужно приложить ксерокопии подтверждающих позицию документов. Следует поставить дату и подпись на претензии, снять с нее ксерокопию и надлежащим образом вручить продавцу (изготовителю, исполнителю).  На своем экземпляре претензии нужно получить отметку о принятии ее продавцом (изготовителем, исполнителем). При отказе в получении претензии ее надо направить по почте по юридическому адресу предприятия или адресу регистрации предпринимателя заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется выполнить изложенные в претензии требования, придется воспользоваться правом на судебную защиту в порядке статьи 17 Закона.

 В случае, если при продаже товаров либо оказании услуг допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях потребитель вправе обратится в надзорный орган. При этом, потребителям необходимо иметь ввиду, что основания для проведения внеплановой проверки установлены ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


 


Основанием для проведения внеплановой проверки является:

 возникновение угрозы причинения вреда, а также причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


 нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);


 

нарушение требований к маркировке товаров.




Таким образом, потребитель может обратится с жалобой в Роспотребнадзор на продавца (исполнителя, изготовителя), если имеется угроза причинения вреда, а также причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде либо имеются нарушения правил маркировки. В остальных случаях жалоба подается после предъявления претензии продавцу (исполнителя, изготовителя).

 Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роспотребнадзор, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеперечисленных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.



Письменное обращение, поступившее в Роспотребнадзор, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения на основании положений ст. 12  Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 вышеназванного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Важно помнить, что Роспотребнадзор не рассматривает имущественные споры, в этом случае потребителю необходимо отстаивать свои права в судебном порядке.

Ознакомиться с порядком приема и рассмотрения обращений граждан можно на сайте Роспотребнадзора.

  С другой полезной информацией в сфере защиты прав потребителей можно ознакомиться на сервисе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора.


КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).