О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей

Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 38-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей» были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей».

Согласно вышеназванному закону теперь орган государственного надзора утверждает методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей (пункт 9 статья 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В целях содействия защите прав потребителей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей (пункт 2 статья 42_1 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Следует отметить, что внесенные изменения на законодательном уровне устанавливают право органа местного самоуправления разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей в  целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования (статья 44 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Закон РФ «О защите прав потребителей» также дополнен статьей 42_3. Согласно пункту 1 названной статьи обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления.

Согласно пункту 2 введенной в действие статьи 42_3 Закона РФ «О защите прав потребителей» обращение потребителя может быть направлено по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официального сайта органа государственного надзора, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе с использованием официального сайта органа местного самоуправления в случае, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации   городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принято при личном приеме заявителя.

В многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав на основании соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 42_3 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Несмотря на то, что внесенные изменения предусматривают возможные формы обращения в органы, потребителям, желающим обратиться в Роспотребнадзор и его территориальные органы с заявлением (жалобой) на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя с просьбой о проведении проверки указанных лиц, необходимо соблюсти претензионный порядок, т.е. перед обращением в Роспотребнадзор потребитель должен обратиться с претензией к продавцу (исполнителю, изготовителю и др.). Так, согласно подпункту «в» пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Основанием для проведения внеплановой проверки, не требующим соблюдения претензионного урегулирования, служит возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и пр., а также нарушение требований к маркировке товаров (подпункты «а» и «г» пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является»).

 

Более подробно ознакомиться с порядком приема и рассмотрения обращений можно на сайте Роспотребнадзора.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре и для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) (в рабочие дни)