Законодателем скорректированы Правила оказания услуг связи (телефонной, телепатической, услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания)

С 10 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 февраля 2016 г. № 57 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вносит изменения  в некоторые акты Правительства Российской Федерации. В настоящей статье мы рассмотрим изменения, которые коснулись абонентов - физических лиц.

В первую очередь подверглись изменению  Правила  оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных». В частности, расширен способ доведения  информации в наглядной и доступной форме. Так,  теперь указанная информация на русском языке (при необходимости на иных языках) в наглядной и доступной форме бесплатно должна быть доведена до сведения гражданина, юридического лица либо индивидуального предпринимателя  не только через средства массовой информации и систему информационно-справочного обслуживания, но и  через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Новшеством явилось и то, что  по заявлению абонента теперь возможно получение потребителем информации на указанный им адрес электронной почты или электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах связи по передаче данных, расчетах с оператором связи и иной информации - личный кабинет (пункт 16).

В соответствии  с изменениями оператор обязан не только устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие пользованию услугами связи по передаче данных, но и размещать информацию о сроках устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи по передаче данных,   на сайте оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт «б» пункта 31).

Оператор связи обязан  извещать абонентов и (или) пользователей об изменении тарифов на услуги связи по передаче данных не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов в местах работы с абонентами и (или) пользователями и через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с внесенными изменениями у абонента появилась возможность по заявлению получать извещение   через указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета (подпункт  «в» пункта 31).

Во-вторых,  внесены изменения  в    Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания».

Так,  при  изменении тарифов на услуги связи для целей телерадиовещания у оператора связи возникла обязанность не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов извещать абонентов  не через средства массовой информации, а через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт «в» пункта 24).

В-третьих,  изменения коснулись  Правил  оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи».

В частности, изменен способ доведения информации до абонента. В предыдущем варианте  информация доводилась бесплатно в наглядной и доступной форме до сведения абонента и (или) пользователя через средства массовой информации или систему информационно-справочного обслуживания на русском языке (при необходимости на иных языках)  Измененный вариант   опрелеляет  доведение подобной информации  до сведения абонента и (или) пользователя через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или систему информационно-справочного обслуживания на русском языке (при необходимости на иных языках) также  бесплатно в наглядной и доступной форме. По заявлению абонента возможно направление информации  на указанный им адрес электронной почты или электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему телематических услугах связи, расчетах с оператором связи и иной информации -личный кабинет  (абзац второй пункта 15). 

В обязанность оператору вменяется    извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов. По заявлению абонента извещение об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи возможно осуществлять через указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета (подпункт «б» пункта 26). Ранее такая обязанность извещения предусматривалась через средства массовой информации.

Изменения обязывают оператора не только устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи, но и  размещать  информация о сроках устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи,   на сайте оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт «г» пункта 26). 

В-четвертых, внесены следующие изменения в Правила  оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи».

Для заключения договора гражданин предъявляет   документ, удостоверяющий его личность  (пункт 18). Соответственно и при заключении договора указываются   реквизиты   документа, удостоверяющего личность (подпункт «г» пункта 22).

Оператор связи обязан  не только  устранять в сроки, установленные оператором связи, неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи, но им размещать информацию о сроках устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи,  на сайте оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт  24).

Оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения (пункт  24).

Пункт 30 дополнен нововведением, в соответствии с которым оператор  связи вправе дифференцировать тарифные планы и тарифы на услуги телефонной связи  по иным основаниям, помимо установленных: для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан использующих услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, а также граждан, использующих услуги телефонной связи для иных нужд. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг телефонной связи  (пункт 30).

В случае массовой замены абонентских номеров оповещение абонентов производится через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  и (или) с использованием справочно-информационной службы оператора связи, в том числе автоинформатора (пункт 46).

            В пункте 55 разъяснено, что неустойка в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи предусмотрена только в отношении абонента-физического  лица, взыскиваемая в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

   Расширен пункт 58: в дополнение к указанным положениям оператору связи   дано право  предоставить возможность  лицу, имеющему намерение заключить договор об оказании услуг местной телефонной связи, возможность подать заявление о заключении договора об оказании услуг местной телефонной связи с использованием сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

   Счет, выставляемый абоненту за услуги подвижной связи, помимо сведений, указанных в пункте 41  Правил, должен содержать сведения о видах оказанных услуг подвижной связи с указанием их объема по каждому абонентскому номеру (пункт 118).

            В заявлении о перенесении абонентского номера для гражданина указываются сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность,  (подпункт «б» пункта 125).

    Опеределен срок исчисления задолженности: она определяется  по состоянию на 00 часов 00 минут того дня, который указан в пункте 138   Правил как срок информирования  о состоянии задолженности.


Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей, расположенном  по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел.  (4912) 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии:                                  8-800-200-10-62.