По наблюдениям Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области»  граждане обращаются за консультацией, как правило, уже после того, как их потребительские  права нарушены,  и требуется их восстановление с использованием тех или иных способов и средств защиты, предусмотренных законодательством, о которых потребителю неизвестно. Опыт работы Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» показывает, что часто нарушение прав потребителей происходит де-факто, но де-юре права не нарушены, и, как следствие, возникает затруднение с защитой прав потребителя. Все указанное связанно с тем, что уже на этапе заказа (покупки, приобретения) товаров, работ, услуг, потребители обладают слабой потребительской и правовой грамотностью, в связи с чем они не в состоянии сделать правильный выбор при приобретении товаров, заказе работ или услуг и, как следствие, в дальнейшем не могут отстоять свои права, в т.ч. самостоятельно, либо отстаивание прав потребителей весьма затрудняется.

Слабая потребительская грамотность граждан при приобретении товаров, заказе работ или услуг  может выражаться в различных формах, в частности:

- в самонадеянности или небрежности потребителя при приобретении товара, работы, услуги, а именно в нежелании потребителя оценить необходимость приобретения имеющегося товара либо в нежелании знакомиться с предоставляемыми продавцом, изготовителем, исполнителем документами (например, договором);

- в невнимательности потребителя при приобретении товара, работы, услуги (например, невнимательное прочтение договоров или осмотре передаваемого товара);

- в поспешности приобретения товара, заказе работ или услуг, производимой либо в силу названных обстоятельств, либо в силу уговоров, убеждений, обмана продавцом потребителя (например, убеждений продавца в эксклюзивности, исключительности, дефиците реализуемого продавцом товара, работы, услуги; обмане продавца, выраженном в незаконном вменении потребителю обязанности заключить тот или иной договор (заказать работу или услугу));

- в чрезмерной доверчивости потребителя к продавцу, сопряженной с объективной или субъективной  неспособностью потребителя определить функциональные и иные показатели (характеристики) приобретаемого товара для целей установления необходимости его приобретения и его соответствия требованиям, которые предъявляет к товару (свойствами, которыми потребитель хочет, чтобы обладал предполагаемый к покупке товар с учетом потребностей потребителя). Например, достаточно часто возникают такие случае, когда потребитель не знает, какой из представленных товаров ему лучше приобрести и он спрашивает совета у продавца. Однако, впоследствии оказывается, что продавец посоветовал ему не подходящий для потребителя товар (например, в действительности товар не обладает какими-либо свойствами, о которых говорил продавец или же товар не обладает теми свойствами, о желании наличия которых потребитель устно сообщил продавцу), или товар, который по сравнению с другими товарами хотя и отвечает требованиям потребителя относительно функционального назначения, свойств, технических характеристик и иных качественных показателей товара, но по сравнению с другими товарами (аналогичными по качеству) имеет цену выше, чем указанные аналогичные товары, которые тоже могли подойти потребителю;и др.

При индивидуальном консультировании и посредством использования сети Интернет Консультационным центром для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» для целей обеспечения правильного и осознанного выбора товаров, работ, услуг потребителям разъясняется необходимость и важность получения от продавцов, исполнителей, изготовителей и др. всей необходимой и достоверной информации о товаре, работе, услуге до заключения соответствующего договора.

Слабая правовая грамотность потребителей   выражается в виде:

- заблуждения потребителя относительно правильности толкования норм права, в частности правовых норм, регулирующих сферу защиты прав потребителей;

- неспособности потребителя самостоятельно определить правовую природу заключаемых им договоров или подписываемых документов;

- неспособности потребителя дать правильную оценку совершаемых им или контрагентом (продавцом, исполнителем, изготовителем) действий (либо бездействия указанных лиц), относительно именно юридической значимости и важности указанных действий (бездействия).

Причиной слабой правовой грамотности зачастую является банальное незнание потребителем действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей либо поверхностное знание данного законодательства. Эти обстоятельства могут быть следствием либо простого незнания законодательства, либо обычного нежелания потребителя изучать законодательство в сфере защиты прав потребителей.

При оказании Консультационным центром для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» консультативной помощи потребителям им сообщается о необходимости изучения потребительского законодательства, в т.ч. Закона «О защите прав потребителей», во избежание возможности возникновения конфликтных ситуаций в дальнейшем с продавцами, изготовителями, исполнителями и др., а также для целей выработки знаний, необходимых для самостоятельной защиты своих потребительских прав.