Результаты анкетирования по наиболее проблемным вопросам потребительского рынка

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области»  проведен анкетированный опрос населения по наиболее проблемным вопросам потребительского рынка.

В опросе участвовали респонденты Касимовского, Пителинского, Клепиковского, Ряжского, Ухоловского, Новодеревенского, Сасовского, Кадомского, Скопинского, Милославского, Кораблинского, Старожиловского, Михайловского, Пронского, Захаровского, Спасского, Шиловского, Сапожковского и Путятинского районов, а также г.Рязани и Рязанского района. Было опрошено 1138 респондентов - 828 женщин (73 %) и 310 мужчин (27 %). Среди опрашиваемых граждане с высшим образованием составили 36 %, со средним специальным - 39 %, со средним -  25 %. Возрастная структура респондентов: до 30 лет - 20,5% , 30 - 39 лет - 29 %, 40 - 49 лет - 29,5 %, от 50 лет и старше - 21%.  

По результатам анкетирования получены следующие сведения.

Свои знания в области защиты прав потребителей респонденты оценивают следующим образом: незнакомы - 15%, практически незнакомы - 28,5%, знакомы поверхностно - 49,5%, и только 7% - хорошо знакомы.

Большинство респондентов считают, что наиболее часто права потребителей нарушаются в  сфере продажи товаров, так считают - 62% респондентов, оказания услуг - 27%,  проведение работ - 11 %.

Таким образом, в сфере продаж товаров наиболее проблемными являются продажа продовольственных товаров - 35 % респондентов, одежды и обуви - 15,5%, лекарственных средств - 14,4%, сложной бытовой техники - 10,4%, мобильных телефонов -7%, пластиковых окон - 6%,  мебели - 4%,  строительных материалов -2,7%, автомобилей -2,5%, парфюмерно-косметических товаров - 2,5 %.

В сфере услуг наиболее проблемными являются: предоставление услуг ЖКХ, так считают - 49,2% респондентов, затем предоставление медицинских услуг- 19,3%, предоставление услуг общественного питания - 6,7%, предоставление услуг связи-  6,4%,   предоставление образовательных услуг - 5,5%, предоставление услуг бытового обслуживания - 4,6%, предоставление банковских услуг - 3,4%, предоставление туристических услуг -1,7%, выполнение работ по долевому строительству жилья - 1,6%, предоставление услуг страхования и банковских услуг - по 0,8% респондентов.

При продаже товаров респондентам приходится сталкиваться с такими нарушениями в области защиты прав потребителей, как продажа некачественного товара - 25,8%, не представление информации или недостоверной и неполной информации о товаре - 14,9%, обвес покупателя - 14,8%, продажа товаров с истекшим сроком годности - 13,4%,  неправомерный отказ в замене некачественного товара - 10,2%, несоблюдение условий технического обслуживания - 6,9%, неправильным оформлением ценников - 5%, нарушение сроков поставки товара - 3,6%,  некомплектностью товара -3%, и только 2,4% опрошенных не сталкивались с такими нарушениями.

 При предоставлении работ и услуг 32,4% респондентов сталкивались с таким нарушением как неполная, несвоевременная, недостоверная информация об услуге, не предоставление или некачественное оказание услуги - 27,4%, нарушение сроков оказания услуги - 19,8%, нарушения при оформлении документации на оказание услуг- 9,8% , и только 10,6% опрошенных не сталкивались с такими нарушениями.

В форме письменной претензии свои права защищают только 45% респондентов, 55% респондентов никогда не писали претензий при нарушении их прав. Тем респондентам, которые защищали свои права в форме письменной претензии, не отказывали в принятии претензии - 17,8%, редко отказывали - 24,4%, не отказывали - 57,8%.

 О своих правах как потребителей 34% респондентов узнают в организациях оказывающих эти услуги, 29% - из средств массовой информации, от знакомых и родственников - 22,5%, 14,5% - из сети интернет.

 Большинство респондентов знают о существовании организаций, занимающихся защитой прав потребителей - 49,4%, не ориентируются в этом вопросе - 24,7%, 14,7% - затрудняются ответить на этот вопрос, а 11,2% - не знают о существовании подобных организаций.

И в тоже время,  зная о существовании организаций, защищающих права потребителей, большинство опрошенных предпочитает защищаться сами - 44,6%, 18,8% опрошенных обращаются в такие организации редко, 17% - затруднились ответить, и только 19,6% респондентов обращаются в такие организации за помощью.

Результаты анкетированного опроса будут использованы в работе органов и учреждений Роспотребнадзора по Рязанской области.